СИНЬ СЮЭ

СИНЬ СЮЭ (кит. – учение о сердце) – направление в неоконфуцианстве. Долгое время в отечественном китаеведении господствовало представление, согласно которому неоконфуцианство состоит из двух направлений: объективно-идеалистического, рационалистического – «ли сюэ» («учение о принципе») и субъективно-идеалистического, интуитивистского – «синь сюэ». Эту историко-философскую дихотомию ввел в научный оборот Фэн Юлань, считавший основоположником первого направления Чэн И, а главным представителем – Чжу Си, основоположником второго – Чэн Хао, а главными представителями – Лу Цзююаня и Ван Янмина. Синонимичными «ли сюэ» и «синь сюэ» у Фэн Юланя являются выражения «школа Чэн [И] – Чжу [Си]» и «школа Лу [Цзююаня] – Ван [Янмина]» соответственно. Для обозначения же неоконфуцианства в целом Фэн Юлань использовал термин «дао сюэ цзя» – «школа учения [истинного] пути».

Однако данное терминологическое различение не отражает ни традиционную историко-философскую классификацию, ни взгляды большинства современных специалистов. Термины «ли сюэ» и «синь сюэ» взаимозаменяемы. Напр., Чжань Жошуй (1466–1560) постижение «небесных принципов» (тянь ли) определял как «синь сюэ», а Лу Цзююань, наоборот, использовал термин «ли сюэ», но не «синь сюэ». С одной стороны, «учение о сердце» было так же специфично для школы Чэн – Чжу, как и для школы Лу – Вана, поскольку в этом пункте их полемика с буддизмом достигала наибольшего напряжения, а с другой – в таких классических сочинениях, как «Ли сюэ цзун чуань» («Авторитетное изложение учения о принципе») Сунь Цифэна и «Мин жу сюэ ань» («Отчет об учениях конфуцианцев [эпохи] Мин») Хуан Цзунси минское неоконфуцианство относится к разряду «учения о принципе», т.е. «синь сюэ» успешно погружается в «ли сюэ». Выдающийся историк китайской общественной мысли Цянь My, в целом отвергая деление неоконфуцианства на «ли сюэ» и «синь сюэ», доказывает, что различие между Чжу Си и Лу Цзююанем не может быть корректно проведено в рамках оппозиции ли – синь, более того, как раз для Чжу Си важнее понятие «синь-сердце», нежели «ли-принцип», и поэтому чжусианство можно определить как разновидность «синь сюэ».

Соотношение между понятиями «ли сюэ» и «синь сюэ» скорее всего надо признать субординационным, а не координационным, как у Фэн Юланя. Если исходить из традиционных представлений, то это означает, что «синь сюэ» – разновидность или одна из теорий «ли сюэ». Допустимо, однако, и перевертывание данной субординации, т.е. признание того, что категория «ли» подчинена категории «синь». Выдающийся исследователь 20 в. Моу Цзунсань квалифицировал неоконфуцианство как «учение о сердце и [индивидуальной] природе» (синь син чжи сюэ), поскольку в его основе лежат два положения: 1) «[индивидуальная] природа есть принцип», 2) «коренное сердце (т.е. психика в изначальном состоянии. – А.К.) есть принцип». Но из этих положений видно, что переворачивание субординации «ли» и «синь» у Моу Цзунсаня имеет ценностный, а не логический смысл; не определяя специфику неоконфуцианства, категория «ли» тем не менее остается логически более общей.

Критики дихотомии ли сюэ – синь сюэ указывают на то, что представители обеих названных школ в равной мере изучали и «принцип» и «сердце», а следовательно, деление по данному основанию некорректно.


Литература:

1. Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983;

2. Chany С. The Development of Neo-Confucian Thought., v. 1–2. Ν. Υ., 1957–62;

3. Ваrу W.T. de. Neo-Confucian Orthodoxy and the Learning of the Mind-and-Heart. Ν. Υ., 1981.

Α.И.Кобзев

Рекомендуем прочитать