СИНЬ – благонадежность

СИНЬ – благонадежность (кит., буквально – доверие, вера, истинность, верить, доверять) – понятие китайской философии. В древнекитайских философских школах терминологизировалось по-разному. Напр., у Моистов (см. Mo цзя) – как «истинность», соответствие высказывания мысли, которую оно должно выразить. В легистском (см. Легизм) трактате «Хань Фэй-цзы» синь выступает как отношение народа к правителю, обусловленное правильным балансом наград и наказаний, слабостью народа и силой государя и государства. Особенно существенно синь для конфуцианской этики, где означает один из важнейших принципов отношений между людьми.

В «Го юе» синь вместе с «верностью» (чжун), «гуманностью» (Жэнь), «долгом/справедливостью» (и) составляет условие сохранения ли-благопристойности. В «Лунь юе» «любовь верхов к благонадежности» объявлена предпосылкой отсутствия тех, кто бы «осмелился не проявить чувство привязанности» (XIII, 4). Там же синь фигурирует как одна из основ педагогической системы Конфуция наряду с «письменностью/культурой» (вэнь), «[практическими] действиями» и «верностью» (VII, 26). Высказывание Конфуция о синь как главном условии управления государством может трактоваться как требование и «благонадежности» со стороны народа, и его «доверия» к управляющим, которое зависит от последних (XII, 7). В «Мэн-цзы» (4–3 вв. до н.э.) «благонадежным» предлагается считать не только представителя верхов, но и всякого, кто «способен чувствовать добро (шань)» (VII, А8). Основной создатель имперского конфуцианства Дун Чжуншу, связав этические категории с классификационной схемой «пяти элементов» (у син), включил синь в число «пяти постоянств» (у чан) – моральных основ, посредством которых правитель «исправляет пороки» подданных: «гуманность», «долг/справедливость», «[этико-ритуальная] благопристойность», «знание» (чжи, синоним «разумности»), «благонадежность». В «Чжун юне» в качестве коррелята и условия «благонадежности/доверия» как универсального принципа отношений между людьми фигурирует чэн – «искренность» (XX, 17). Эта корреляция стала нормативной для конфуцианства.

А.Г.Юркевич

Рекомендуем прочитать