СИГЕР БРАБАНТСКИЙ

СИГЕР БРАБАНТСКИЙ (Siger de Brabantia) (ок. 1240, герцогство Брабантское – ок. 1284, Орвьето) – средневековый философ, основоположник латинского аверроизма. Преподавал на факультете искусств Парижского университета. Учение Сигера Брабантского дважды подвергалось церковному осуждению (в 1270 и в 1277). В 1276 должен был предстать перед судом французской инквизиции, но уехал в Италию, чтобы обратиться к папскому суду. Основные сочинения – «Вопросы к третьей книге «О душе»» (Quaestiones in tertium De anima), «О счастье» (De felicitate), «О вечности мира» (De aeternitate mundi), «О разуме» (De intellectu), «Вопросы о разумной душе» (Quaestiones de anima intellectiva), «О необходимости и случайности причин» (De necessitate et contingentia causarum), комментарии к «Физике», «Метафизике» и другим сочинениям Аристотеля.

Сигер Брабантский считал, что разум способен иметь истинное знание обо всем сущем, а потому философское рассмотрение самодостаточно и не зависит от теологии, хотя расхождение заключений разума с положениями вероучения не ставит под сомнение истин веры (см. «Двойственной истины» теория). В философии – представитель радикального аристотелизма, причем следовал в основном толкованию Аристотеля, данному Аверроэсом. Считая, что существование означает сущность в ее наибольшей актуальности, Сигер распространял т.о. тождество сущности и существования, допускаемое Фомой Аквинским только для Бога-Творца, на все сотворенное сущее. Утверждение о творении из ничего должно быть принято верой как опирающееся на авторитет Писания, но при философском рассмотрении творения необходимо допустить существование несотворенной материи. Бог – Творец в том смысле, что Он – Перводвигатель и первая действующая причина. Поскольку действию причины всегда сопутствует некий результат, то Бога как причину нельзя мыслить, не полагая вместе с тем результата ее действия: поэтому сотворенное сущее есть всегда, т.е. тварный мир вечен.

В учении о душе Сигер придерживался концепции единого разума (см. Монопсихизм). Возможный интеллект, сам по себе обособленный, один для всего человеческого рода – низшая из самостоятельных духовных субстанций, способная в соединении с материальными существами определять их форму. Возможный интеллект – чистая потенция; он актуализируется благодаря действию активного интеллекта, который Сигер отождествлял с Богом. В той мере, в какой активный интеллект участвует в человеческом акте понимания, он может рассматриваться как часть души. Возможный интеллект получает множественное существование, соединяясь с душами отдельных людей. Интеллект объединен с телом не в своем бытии, но в своих операциях; поскольку все его действия осуществляются через посредство познавательных способностей человека, непосредственно связанных с телом, разумная душа есть акт и форма человеческого тела, определяющая вид (природу) человека как разумного живого существа. Человеческий интеллект способен к познанию обособленных разумных субстанций и Бога; акт, посредством которого постигается Бог, – это действие самого Бога. В постижении сущности Бога состоит высшее счастье человека в этой жизни. Индивидуальная человеческая душа не бессмертна, о бессмертии разумной души можно говорить лишь в смысле воссоединения ее после смерти индивида с единым вечным разумом. Учение Сигера о душе было подвергнуто критике Фомой Аквинским в трактате «О единстве интеллекта против аверроистов», а также другими теологами.


Сочинения:

1. Mandonnet P. Siger de Brabant et l’averroisme latin au XIII-e siècle, v. 2. Louvain, 1908;

2. Steenberghen F. van. Siger de Brabant d’après ses oeuvres inédites, 2 v. Louvain, 1931–42;

3. Graiff C.A. Siger de Brabant: Quaestions sur la Métaphysique. Louvain, 1948;

4. Philosophes mediévaux. Louvain, v. XII, 1972; v. XIII, 1974; v. XXIV, 1981; v. XXV, 1983.


Литература:

1. Шевкина Г.В. Сигер Брабантский и парижские аверроисты XIII в. М., 1972;

2. Быховский Б.Э. Сигер Брабантский. М., 1979;

3. Steenberghen F. van. Les oeuvres et la doctrine de Siger de Brabant. Bruss., 1938;

4. Nardi B. Sigieri di Brabante nel pensiero del Rinascimento italiano. Roma, 1945;

5. Maurer A. Esse and Essentia in the Metaphysics of Siger of Brabant. – «Medieval Studies», 8, 1946, p. 68–85.

В.П.Гайденко

Рекомендуем прочитать