ШТАЙНЕР (ШТЕЙНЕР)

ШТАЙНЕР, Штейнер (Steiner) Рудольф Йозеф Лоренц (25 февраля 1861, Кралевец, Австро-Венгрия– 30 марта 1925, Дорнах, Швейцария) – немецкий философ и ученый, основоположник антропософии. Получил естественно-научное образование в Венском политехническом институте. Испытал влияние Р.Циммермана и Ф.Брентано, университетские лекции которых он посещал. Приобрел известность благодаря философскому обоснованию гётевского типа естествознания, интерпретации мировоззрения Ф.Ницше, защите теории развития Э.Геккеля и даже благодаря позитивному резонансу его главной книги «Философия свободы» среди представителей ненасильственного анархизма.

В 1902 создал и возглавил немецкую секцию Теософского общества, однако в 1913 в силу расхождений с руководством общества по христологическим вопросам секция была из него исключена, и приверженцы Штайнера основали Антропософское общество. Штайнер сотрудничает с ним, в декабре 1923 реорганизует его, становится его председателем и открывает Свободную высшую школу духовного знания.

Как реформатор-практик Штайнер заложил основы вальдорфской педагогики, антропософской медицины (в т.ч. омелотерапии рака), лечебной педагогики, биодинамического сельского хозяйства, инициировал развитие эвритмии, новых направлений в драматическом искусстве, живописи, архитектуре, движения кон. 1910-х – нач. 1920-х гг. за разделение трех сфер «социального организма» – культуры, политики и хозяйства. В сотрудничестве со Штайнером группа протестантских священников и богословов во главе с Ф.Риттельмайером основала в 1922 Общину христиан – движение за обновление религиозной жизни.

Философское творчество Штайнера мало изучено, в частности не выяснен до конца вопрос о периодизации его идейного развития (так, строго имманентная философия раннего Штайнера, включающая спинозистские космологические и теологические импликации, сменяется поздней панненеистической картиной антропогенеза, содержащей трансцендентные духовные начала, и т.п.). Свое место в традиции философского мышления Штайнер представлял в 1922 следующим образом: «Я связал два принципа. У Иоганна Готлиба Фихте я научился тому, что такое чистый акт, деятельность Я, отвратившаяся от внешнего мира, а у Аристотеля я взял полноту всеобъемлющего эмпиризма. Лишь тот, кто способен дополнить Фихте с помощью Аристотеля, находит полную действительность, таков и был мой путь» («Anthroposophical Movement» (L.), 1934, vol. XI, Ν 3, p. 19). Первое его сочинение «Очерк теории познания гётевского мировоззрения» (1886, рус. пер. 1993) содержит программу перегруппировки опытных фактов частных дисциплин с целью построения феноменологической научной картины мира. Так, в каузальном объяснении процессов неорганической природы Штайнер ставит во главу угла систему прафеноменов (см. Гёте), роль которых аналогична функции теоретической модели в традиционном естествознании. Диссертация «Истина и наука» (1892, рус. пер. 1913) посвящена анализу акта познания и восхождению к беспредпосылочному началу философии. «Философия свободы» (1894, рус. пер. Париж, 1932–33) строится на контрапункте встречных лейтмотивов: с одной стороны, познание есть продолжение эволюции, с другой – свобода поступка мыслима лишь с точки зрения радикального этического индивидуализма. Из дальнейших философских публикаций выделяются «Миросозерцание Гёте» (Goethes Weltanschauung, 1897), фундаментальный обзор «Эгоизм в философии» (Der Egoismus in der Philosophie, 1899), анализ типа познания, присущего спекулятивному мистицизму от Экхарта до Ангелуса Силезиуса («Мистика на заре нового времени», 1901, рус. пер. 1917), истолкование языка античной и евангельской символики («Христианство как мистический факт и мистерии древности», 1902, рус. пер. 1917), доклад на IѴ философском конгрессе в Болонье («Психологические основы и теоретико-познавательная позиция теософии» – Die psychologischen Grundlagen und die erkenntnistheoretische Stellung der Theosophie, 1911), реконструкция четырех периодов становления западного сознания («Загадки философии, изложенные в очерке ее истории» – Die Rätsel der Philosophie in ihrer Geschichte als Umriss dargestellt, 1914) и опыт разрешения психофизической проблемы («О загадках души» – Won Seelenrätseln, 1917). Философским вопросам посвящены курсы лекций: «Антропософия, психософия, пневматософия» (Antroposophie, Psychosophie, Pneumatosophie, 1909, 1910, 1911 – 0 процессах восприятия и образования суждений, о Брентано и пневматологии Аристотеля), «Человеческая и космическая мысль» (1914, рус. пер. 1999 – типология мировоззрений), общедоступная «Философия Фомы Аквината» (Die Philosophie des Thomas von Aquino, 1920), «Время зарождения естествознания во всемирной истории и его дальнейшее развитие» (Der Entstehungsmoment der Naturwissenschaft in der Weltgeschichte und ihre seitherige Entwicklung, 1922–23) и др.

Последнюю треть жизни Штайнер посвящает своеобразному культурному эксперименту – воссозданию утраченного смысла мистериальных и эзотерических знаний в понятийной форме, в виде допускающей проверку дискурсии. И если способность Штайнера к духовному созерцанию и подотчетному уму ясновидению ставит его в ряд таких классиков описания сверхфизических сфер бытия, как Я.Бёме, Э.Сведенборг или Е.П.Блаватская, то главным методическим принципом его философии остается при этом рационалистический эмпиризм: сквозь игольное ушко критической рефлексии исследователя должно проходить научное осмысление всякого чувственного и сверхчувственного материала.


Сочинения:

1. Gesamtausgabe: Schriften, Bd. 1–45;

2. Vorträge, Bd. 51–354. Dornach, 1955–95;

3. в рус. пер.: Духовный склад Гёте сквозь призму «Фауста» и сказки о змее и Лилии. – В кн.: Гёте И.В. Тайны. Сказка. Рудольф Штайнер о Гёте. М., 1966;

4. Очерк тайноведения. М., 1916;

5. Как достигнуть познаний высших миров, ч. 1. М., 1918;

6. Основные черты социального вопроса. Ереван, 1992;

7. Из области духовного знания, или антропософии. М., 1997;

8. Космология, религия и философия. Калуга, 1996;

9. Общее учение о человеке как основа педагогики. М., 1996;

10. О России: из лекций разных лет. СПб., 1997;

11. Теория Розенкрейцера. М., 1999;

12. Происхождение зла и его облик в свете антропософии. СПб., 2000.


Литература:

1. Гольденберг В. Антропософское движение и его пророк. Берлин, 1923;

2. Андрей Белый. Воспоминания о Штейнере. Париж, 1982;

3. Риттельмайер Ф. Жизненная встреча с Рудольфом Штейнером. М. – Обнинск, 1991;

4. Свасьян К.А. Книга-мистерия. – В кн.: Штайнер Р. Философия свободы. Ереван, 1993;

5. Линденберг К. Рудольф Штейнер: биография. М., 1995;

6. Lindenberg C. Rudolf Steiner: Eine Chronik: 1861–1925. Stuttg., 1988.

С.В.Казачков

Рекомендуем прочитать