ШРЕЙДЕР

ШРЕЙДЕР Юлий Анатольевич (28 октября 1927, Днепропетровск –24 августа 1998, Москва) – специалист по информатике, методологии науки, философии религии, кандидат физико-математических, доктор философских наук, профессор. Докторская диссертация – «Гносеологические особенности современной науки в свете системного подхода» (1981). Академик РАЕН (по отделению «Наука и теология»). Окончил механико-математический факультет МГУ (1946), аспирантуру МГУ (1949). В 1949–50 и в 1956–61 работал в Научном институте электронных машин, в 1951–56 – доцент Московского института стали; с 1961 по 1989 работал в отделе семиотики ВИНИТИ АН СССР, с 1989 – в Институте проблем передачи информации РАН, преподавал в МГУ. Принял католичество и с 1991 – профессор Колледжа католической теологии св. Фомы Аквинского. Читал курсы этики, христианского учения, логики. С 1989 – председатель Московского католического клуба «Духовный диалог». Области исследования: математика (функциональный анализ, вычислительные методы), вычислительная техника, информатика, семиотика, логика, философия и методология науки, системный подход, философские проблемы сознания и религии. В работах Шрейдера представлены новые результаты по теории бинарных отношений типа сходства; исследований по теории классификации, логике принятия решений «большинством», теории ранговых распределений и общей концепции системы, показывается многообразие используемых в науке познавательных установок; исследуется отличие информации от личностного знания, выявляется существование «методологического порочного круга», предлагается информационная модель принципа дополнительности, формулировки основных принципов инженерии знаний; исследуется соотношение веры и знания, роль веры и свободы воли в научном познании. В последние годы он занимался исследованием моделей рефлексивных структур и вопросами ценностного выбора, связанными с возникновением и разрешением конфликтов, а также проблемами понимания, преодоления абсурда и когнитивными проблемами освоения действительности, проблемами христианской этики.


Сочинения:

1. Об одной модели семантической информации. – В кн.: Проблемы кибернетики. М., 1965, вып. 13;

2. Окрестностная модель языка. – В кн.: Уч. зап. Тартуского университета, 1969;

3. Наука – источник знаний и суеверий. – «Новый мир», 1969, № 10;

4. Равенство, сходство, порядок. М., 1971;

5. Информация и метаинформация. – «Научно-техническая информация» (М.), 1974, № 4;

6. Ритуалы – самоценное поведение. – «Социология культуры» (М.), 1975, вып. 2;

7. Сложные системы и космологические принципы. – В кн.: Системные исследования. Ежегодник. М., 1975;

8. О вере. – В кн.: Вестник РХД, 1976, вып. 119;

9. Информационные ресурсы и информационная среда. – «Научно-техническая информация» (М.), 1976, № 1;

10. Методологические аспекты теории классификации. – «ВФ», 1976, № 12;

11. Антиномичность религиозного сознания. – В кн.: Вестник РХД, 1971, вып. 120;

12. Системы и модели. М., 1982;

13. Интеллектуализация информационных систем. – В кн.: Итоги науки. Информатика, 1990, вып. 14;

14. Поиски философско-методологических принципов биологии. – В кн.: Природа биологического познания. М., 1991;

15. Синдром освобождения. – «Новый мир», 1991, № 11;

16. Миф о том, как устроен мир. – «Химия и жизнь», 1991, № 12;

17. Иов-ситуация: искушение абсурдом. – «Социальная и философская мысль» (К.), 1991, № 8;

18. Наука в контексте культуры. – «Научно-техническая информация» (М.), 1992, вып. 2;

19. Семиотика молитвы. – «Социальная и философская мысль» (К.), 1992, № 5;

20. Основы этики (учебное пособие). М., 1993;

21. Общественное учение Церкви. М., 1993;

22. Между молохом и мамоной. – «Новый мир», 1993, № 5;

23. Учение св. Фомы Аквинского и проблемы современного общества. – «Theologia», 1993, № 1;

24. Свобода как творческая ориентация в мире. – «ВФ», 1994, № 1;

25. Загадочная притягательность философии. – «ВФ», 1996, № 7;

26. Этика. Введение в предмет. М., 1998;

27. Ценности, которые мы выбираем. М., 1998.


Литература:

1. «Научно-техническая информация», сер. 2. Информационные процессы и системы. Памяти Ю.А.Шрейдера, 1999, № 8.

Рекомендуем прочитать