ШПЕТ

ШПЕТ Густав Густавович [25 марта (6 апреля) 1879, Киев – 16 ноября 1937, Томск] – русский философ. Учился на физико-математическом и историко-филологическом факультетах Киевского университета, участвовал в работе психологического семинария Г.И.Челпанова. В 1910–13 в Гетгингене посещал семинар Э.Гуссерля. С 1911 преподавал в Московском университете, Университете Шанявского и др., с 1925 – в Российской академии художественных наук. В 1935 по ложному политическому обвинению арестован и сослан в Сибирь, в 1937 арестован повторно и казнен.

Философия, по Шпету, понимаемая как чистое знание, предмет которого – область последних оснований и абсолютных начал, есть платонизм, прочитанный в феноменологическом ключе. Фундаментом является парменидовско-платоновская онтологическая связка «бытие – мышление – слово»; это рефлексия на мысль о бытии, поскольку предмет мысли и предмет бытия – одно и то же. Обращаясь на сознание в его интенциональных актах, философская мысль созерцает его в чистой интуиции как эйдос, т.е. содержание, значение или смысл предметных форм. Эволюция мысли Шпета предвосхищает направленность европейской философии 20 в. от феноменологии к герменевтике. Сама феноменология была воспринята Шпетом глубоко и критично. В утверждении Гуссерлем первичной данности за перцептивностью видел опасность натурализма, а в утверждении «чистого Я» – опасность трансцендентализма. Исходный опыт – это конкретный опыт в его социокультурной полноте, ибо мы не знаем иной действительности, кроме социальной.

Уже в посвященной Гуссерлю работе «Явление и смысл» (М., 1914) намечен проект герменевтического поворота, предполагающего анализ различных форм социального бытия. Отсюда столь пристальное внимание к истории, психологии, искусству и особенно к проблематике языка, слова, понятия: в поисках источника смыслопорождения философ смещает акцент с субъекта на энергийную природу языка. В сознании «слово» действенно присутствует как особый, нередуцируемый, всеобщий слой, опосредующий (оплотняющий) акты мышления. Слово со своей многоуровневой структурой [от чувственно воспринимаемой оболочки до формально-идеального (эйдетического) предмета] есть принцип и архетип культуры (а возможно, и вселенной), поскольку культура – культ разумения, а слово – воплощение разума. В этой перспективе раскрывается собственно герменевтический проект Шпета («Герменевтика и ее проблемы», рукопись 1918). Проблема понимания – проблема самого духа, дух и понимание респективны, как респективен предмет направленному на него акту. Понимание и уразумение есть постижение идей, выполненных в истории, осмысление действительности через усмотрение разума, в самой действительности реализованного и воплощенного. Нет ничего в разуме, чего не было бы в истории, и все, что было в истории, должно быть в разуме – таков парадокс герменевтического круга. Шлет – автор ряда ценных работ по истории русской философии. В 1937 блестяще перевел «Феноменологию духа» Гегеля. Идеи Шпета оказали сильное воздействие на развитие современной лингвистики, семантики, семиотики (Р.О.Якобсон, В.В.Виноградов, Г.О.Винокур, Р.О.Шор и др.).


Сочинения:

1. Соч. М., 1989;

2. Память в экспериментальной психологии. К., 1905;

3. Проблема причинности у Юма и Канта. Ответил ли Кант на соч. Юма? К., 1907;

4. Логика, ч. 1–2. М., 1912;

5. Философское наследство П.Д.Юркевича. М., 1915;

6. История как проблема логики. Критические и методологические исследования, ч. 1. Материалы. М., 1916;

7. Философское мировоззрение Герцена. Пг., 1921;

8. Антропологизм Лаврова в свете истории философии. – В кн.: Лавров П.Л., Статьи. Воспоминания. Материалы. Пг., 1922;

9. Внутренняя форма слова (Этюды и вариации на темы Гумбольдта). М., 1927;

10. Герменевтика и ее проблемы. – «Контекст», 1989, 1990, 1991, 1993;

11. Философские этюды. М., 1994.


Литература:

1. «Начала», 1992, № 1 (библ.);

2. Молчанов В.И. Время и сознание. Критика феноменологической философии. М., 1988;

3. Кузнецов В.Г. Герменевтическая феноменология в контексте философских воззрений Г.Г.Шпета. – «Логос». М., 1991, № 2;

4. Калиниченко В.В. Густав Шпет: от феноменологии к герменевтике. – Там же, 1992, № 5.

О.В.Марченко

Рекомендуем прочитать