ШЛЕГЕЛЬ

ШЛЕГЕЛЬ (Schlegel) Фридрих (10 марта 1772, Ганновер – 12 января 1829, Дрезден) – немецкий философ, критик, филолог, историк культуры, писатель, один из теоретиков романтизма. Учился в Ганноверском и Лейпцигском университетах, изучал право, философию и литературу. С 1773 занимается литературной деятельностью. Публикует труды по древнегреческой поэзии. В разные годы знакомится с Фихте, Гёте, Гердером, Виландом, Шеллингом, Якоби, Баадером, Тиком, дружит с Новалисом и Шлейермахером. Вместе с братом – А.В.Шлегелем издавал журнал «Атеней». Был редактором журналов: «Европа», «Немецкий музей», «Concordia», газеты «Österreichische Zeitung». Изучал восточные языки. Читал лекции по истории, литературе, философии, лингвистике. Из изучения школ древнегреческой поэзии Шлегель постигает диалектику ее развития, ее этапы: возвышенная красота – совершенство – роскошь и элегантность – варварство. Древняя история являет собой «естественную историю нравственного и духовного человека». Изучение греков и римлян – это школа гуманности, оно имеет безусловную ценность для всего человечества. Сочинение Шлегеля «Об изучении греческой поэзии» (Über das Studium der Griechischen Poesie, 1795–96) называли «программой немецкого романтизма»; здесь он формулирует основополагающие понятия «естественной» и «искусственной» культуры, «эстетической революции» и др. Он подчеркивает всемирно-историческое значение греческой культуры – этой «вершины естественной культуры», которая «остается поэтому высшим прообразом художественного развития всех времен» (Эстетика. Философия. Критика, т. 1. М., 1983, с. 145). Шлегель разрабатывает важнейшие для романтизма понятия «гений», «ирония» («ирония – форма парадоксального. Парадоксальное все хорошее и великое одновременно». – Там же с. 283), «юмор» («юмор имеет дело с бытием и небытием, и его подлинную сущность составляет рефлексия». – Там же, с. 308). «Французскую революцию», «Наукоучение» Фихте и «Вильгельма Мейстера» Гёте Шлегель считает величайшими тенденциями своей эпохи (там же, с. 300). Шлегель исследует генезис древнегреческой, римской, немецкой, французской, испано-португальской литературы и анализирует специфические особенности различных жанров (трагедия, комедия, эпос, лирика, драма). В «Развитии философии в двенадцати книгах» (1804–06) Шлегель анализирует различные типы философии и приходит к выводу о несостоятельности эмпиризма, материализма, скептицизма и пантеизма в силу противоречивости их первоначал, тогда как интеллектуальный дуализм, идеализм и реализм находятся, по его мнению, на пути к истинной философии (там же, т. 2. М., 1983, с. 139), под которой он понимает «определенное и глубоко укорененное познание высшего существа и всех божественных вещей» (там же, с. 223), или «философию самой жизни» (там же, с. 226). В «Философии жизни» (Philosophie des Lebens, 1828) в качестве подлинного предмета философии предстает «внутренняя духовная жизнь... во всей полноте» (там же, с. 336). Идеи Ф.Шлегеля оказали большое воздействие на последующее развитие европейской эстетики, философии и культуры.


Сочинения:

1. Sämtliche Werke, Bd. 1–10. Wien, 1822–25;

2. Kritische Friedrich Schlegel Ausgabe, Bd. 1–35. Münch. – Paderborn – Wien, 1958–80;

3. в рус. пер.: История древней и новой литературы, т. 1–2. СПб., 1829–30;

4. Эстетика. Философия. Критика, т. 1–2. М., 1983.


Литература:

1. Wirz L. Friedrich Schlegels philosophische Entwicklung. Bonn, 1939;

2. Anstett J.-J. La pensée religieuse de Fr.Schlegel. P., 1941;

3. Prang H. Die romantische Ironie. Darmstadt, 1972.

К.М.Долгов

Рекомендуем прочитать