ЩЕРБАТСКОЙ

ЩЕРБАТСКОЙ Федор Ипполитович (19 сентября 1866, Кельцы, Польша – 18 марта 1942, Боровое, Казахстан) – русский буддолог, историк индийской философии. В 1889 окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета; в 1904 там же защитил магистерскую диссертацию по трактату Дхармакирти «Ньяя-бинду» («Учебник логики»); с 1910 – член-корреспондент; с 1918 – действительный член Российской Академии наук; в 1928–30 возглавлял Институт буддийской культуры в Ленинграде; с 1930 заведовал Индо-тибетским кабинетом Института востоковедения.

Опираясь на широкий круг санскритских и тибетских источников, Щербатской фактически стал инициатором современного исследования буддийской логики и теории познания, а также системного изучения всего наследия буддийского идеализма виджнянавадинов, школы Дигнаги, в контексте ее диалога с реалистическими системами индийской философии (ньяя-вайшешика и миманса). Основываясь на «внутрииндийской компаративистике», Щербатской ввел индийских философов в системный диалог и с западной мыслью. Ставил задачей перевода буддийских текстов их максимальную европеизацию, введение в понятийную сетку современной философской мысли. Уже в «Теории познания и логики по учению позднейших буддистов» (ч. 1–2. СПб., 1906–09) он установил критерием результативности индийских даршан соответствие кантовскому критицизму. В итоговом труде «Буддийская логика» (1930–32) выявил основание системы Дигнаги в установлении генетических различий между «чистым восприятием» и дискурсивным мышлением (важнейшая параллель с Кантом): два источника знания соответствуют двум «реальностям». Щербатской специально исследовал типологические различия индийской и аристотелевской логики, впервые поставил вопрос о проблеме универсалий и отрицательных суждений в индийской философии. Параллели буддийским моделям он усматривал (помимо Канта) в монадологии Лейбница, имперсонализме Юма, диалектике Гегеля, «философии потока» Бергсона, критике основных философских понятий у Брэдли, в «десубстанционализме» Маха и Рассела.


Сочинения:

1.  The Central Conception of Buddhism and the Meaning of the term «Dharma». Л., 1923;

2.  The Conception of Buddhist Nirvāṇa. Л., 1927;

3.  Buddhist Logic, v. 1–2. Л., 1930–32;

4.  Papers of Th.Stcherbatsky, transl. by H.С.Gupta. Calcutta, 1969;

5.  Further Papers of Th.Stcherbatsky, transl. by H.C.Gupta. Calcutta, 1971.


Литература:

1.  Шохин В.К. Φ.И.Щербатской и его компаративистская философия. М., 1998.

В.К.Шохин

 

Рекомендуем прочитать