ЩЕДРОВИЦКИЙ

ЩЕДРОВИЦКИЙ Георгий Петрович (23 февраля 1929, Москва – 3 февраля 1994, Москва) – философ и методолог, профессор. Окончил философский факультет МГУ (1953). Создатель научной школы, лидер Московского методологического кружка (ММК). В 1958 организовал (совместно с П.А.Шеваревым и В.В.Давыдовым) Комиссию по психологии мышления и логике Общества психологов СССР (междисциплинарное объединение философов, педагогов, психологов и др.). Отстаивал деятельностный подход в оппозиции к натуралистическому, развивая теорию деятельности. Разрабатывал идею методологии как общей рамки всей мыследеятельности. В его философском развитии можно выделить три основных этапа: содержательно-генетической эпистемологии (логики) и теории мышления (1952–61), деятельностного подхода и общей теории деятельности (1961–71), системомыследеятельного подхода (с 1971). Были разработаны категориальные и операциональные средства онтологической схемы мыследеятельности. Воплощением этих разработок стала новая форма организации мышления и деятельности – организационно-деятельностные игры (ОДИ). Опыт их проведения позволил разработать представление о различных пространствах в схеме мыследеятельности: мыслительном, мыслительно-коммуникативном и мыследеятельностном. За период 1979–91 проведено свыше 90 игр (с количеством участников до нескольких сот человек), посвященных широкому спектру социально и культурно значимых проблем. В 1988 создал при Союзе научных и инженерных обществ СССР Комитет по СМД-методологии и ОДИ. На основе его идей созданы консультативные, экспертные фирмы по различным отраслям деятельности (школа «Культурной политики», рук. П.Г.Щедровицкий и др.). Обширный архив в настоящее время публикуется в электронной форме (информация в Internet по адресу: www.circle.ru).


Сочинения:

1.  «Языковое мышление» и его анализ. – «Вопросы языкознания», 1957, № 1;

2.  О возможных путях исследования мышления как деятельности. – Доклады АПН РСФСР, 1957, № 3; 1958, № 1, 4; 1959, № 1, 2, 4; 1960, № 2, 4, 5, 6; 1961, № 4, 5; 1962, № 2–6;

3.  О строении атрибутивного знания. – Доклады АПН РСФСР, 1958, № 1–4; 1959, № 2, 4; 1960, № 6;

4.  Принцип «параллелизма» формы и содержания мышления и его значение для традиционных логических и психологических исследований (в соавт.) – Доклады АПН РСФСР, 1960, № 2, 4; 1961, № 4, 5;

5.  О различении исходных понятий формальной и содержательной логики. – В кн.: Проблемы методологии и логики науки. Томск, 1962;

6.  Система педагогических исследований (методологический анализ). – В кн.: Педагогика и логика. М., 1968;

7.  Смысл и значение. – В кн.: Проблемы семантики. М., 1974;

8.  Два понятия системы. – В кн.: Труды Международного конгресса по истории науки и техники. М., 1974;

9.  Проблемы построения теории сложного «популятивного» объекта. – В кн.: Системные исследования-1975. М., 1976;

10.  Принципы и общая схема методологической организации системно-структурных исследований и разработок. – В кн.: Системные исследования-1981. М., 1981;

11.  Организационно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности (в соавт.). – В кн.: Нововведения в организациях. Труды семинаров ВНИИСИ. М., 1983;

12.  Синтез знаний: проблемы и методы. – В кн.: На пути к теории научного знания. М., 1984; Схема мыследеятельности: системно-структурное строение, смысл и содержание. – В кн.: Системные исследования – 1986. М., 1987;

13.  Методологический смысл оппозиции натуралистического и системодеятельностного характера. – «Вопросы методологии», 1991, № 2;

14.  Рефлексия деятельности. – Там же, 1994, № 3–4; Избр. труды. М., 1995;

15.  Философия – Наука – Методология. М., 1997; Организация – Руководство – Управление. М., 1999;

16.  Программирование научных исследований и разработок. М., 1999;

17.  «Я всегда был идеалистом». М., 1999;

18.  Знак и деятельность. М., 1999.


Литература:

1.  Садовский В.Н. Философия в Москве в 50-е и 60-е. – «ВФ», 1993, № 7;

2.  Биография Г.П. Щедровицкого. – «Вопросы методологии», 1994, № 1–2.

А.А.Пископпель, В.Н.Садовский

 

 

Рекомендуем прочитать