ШАРИРА

ШАРИРА (санскр. śarira – тело) – в индийской мысли тело, материальное или нематериальное. С древних времен индийцы рассматривали тело человека как микрокосм, повторяющий в миниатюре вселенную, образуемую пятью элементами (см. Бхуты). Его кости сделаны из земли, жизненные дыхания – из ветра, флегма и другие гуморы – из воды, жар – из огня, сердце, желудок и ушные раковины заполнены акашей (эфир, пространство).

В санкхья-йоге различаются три вида тел: «грубое» (shthūla-śarira), «тонкое» (сукшма–шapupa, liṅga-śarira) и «каузальное» (kāraṇa-śarira). Грубое тело, образуемое пятью элементами, человек получает при рождении и теряет при смерти (когда его элементы воссоединяются с космическими). К нему относятся туловище и десять индрий – пять органов чувств (ухо – слух, кожа – осязание, глаз – зрение, язык – вкус, нос – обоняние) и пять моторных органов (рот – речь, руки – хватание, нога – передвижение, анус – выделения, половые органы – рождение). В ведантийской схеме пяти оболочек (коша) Атмана грубое тело соответствует телу из пищи (annamaya). Тонкое тело, состоящее из восемнадцати элементов (буддхи, аханкара, манас, десять индрий и пять танматр), не разрушается после смерти, а переходит в новое воплощение. Оно коррелирует с тремя «оболочками» Атмана – жизненных дыханий (прана), манаса и сознания (виджняна). Существование «каузального тела» выводится из опыта сна без сновидений (suṣupti); коррелирует с состоянием блаженства Атмана, в котором сознание возвращается к своим истокам. Это тело тоже сопровождает перерождение души.

Согласно вайшешике, тела человека и животных делятся на утроборожденные и неутроборожденные (тела богов и святых мудрецов, появляющиеся непосредственно из атомов при содействии благоприятной кармы, или тела насекомых – при содействии неблагоприятной кармы); утроборожденные в свою очередь делятся на живородящих (люди, домашние животные) и яйцекладущих – птицы и рептилии. Существуют также водные, огненные и воздушные тела, образуемые из атомов соответствующих элементов, – мифические существа, обитающие в царствах соответственно Варуны (бога океана), Сурьи (бога солнца) и Марутов (богов ветра). Вайшешика не считала органы чувств частями тела: если последнее состоит только из атомов земли, то органы – из атомов разных элементов (обоняние – атомы земли в носу, вкус – атомы воды во рту, зрение – атомы огня в зрачке, осязание – атомы, расположенные на кожном покрове).

В.Г.Лысенко

Похожие материалы

Рекомендуем прочитать