ШАНКАРА

ШАНКАРА (Śaṅkara) – индийский религиозный философ и проповедник, основатель школы адвайта-веданта. В западной исследовательской традиции долгое время держалась датировка К.П.Тиле, относившего время жизни Шанкары к 788–820; однако в последнее время датировка сместилась к 7 – нач. 8 в. Шанкара родился в селении Калади в Керале; в индийской агиографической литературе он считается воплощением самого Бога Шивы. Еще в детстве приняв обеты бродячего аскета-санньясина, Шанкара начинает свою литературно-философскую деятельность под руководством учителя Говинды. К предшественникам Шанкары традиция причисляет Гаудападу, автора трактата «Мандукья-карики, учителей Бхартрипрапанчу и Сундарапандью, а также отчасти грамматиста Бхартрихари.

Основные труды: Комментарий («Бхашья») на «Брахма-сутры» Бадараяны, комментарии к основным Упанишадам, Комментарий к «Бхагавадгите», трактаты «Упадеша-сахасри» («Тысяча учений»), «Вивека-чудамани» («Жемчужина различения»), «Атма-бодха» («Пробуждение Атмана»), стихотворные циклы «Дакшинамурти-стотра» («Восхваление благодатного [Шивы]»), «Шивананда-лахари» («Волна блаженства Шивы») и др.

В традиционном сознании сущность учения Шанкары выражена в популярном санскритском стихе: «Брахман – истина, мир – ложь, душа неотличима от Брахмана». В целом адвайта Шанкары оказалась первой вполне оформленной и наиболее влиятельной школой в рамках веданты. Опираясь на тексты Священного Писания, Шанкара предлагает собственную интерпретацию отношений между Богом и миром; он стремится прежде всего примирить речения Упанишад о Брахмане как источнике вселенной с не менее авторитетными речениями о его неизменности. Согласно Шанкаре, Брахман – это высшая и единственная реальность; он не просто един – с точки зрения «высшей истины» (парамартхика) с ним никогда ничего не происходило, а все многообразие природного мира обязано своим феноменальным существованием майе, или «космической иллюзии». Майя – это творящая сила (шакти), или своего рода оборотная сторона самого Брахмана; в своем гносеологическом аспекте майя тождественна авидье, или неведению. Именно майя-авидья мешает осознать, что духовное начало, или Атман, каждого живого существа абсолютно тождественно высшему Брахману. Освобождение индивидуальной души из-под власти иллюзии и прекращение сансарного цикла перерождений возможно лишь как возвращение ее к Брахману как чистому знанию.

Шанкара был не только философом-теоретиком, но и выдающимся религиозным деятелем, талантливым проповедником своего учения. Многочисленные агиографии повествуют о «диг-виджае» Шанкары, т.е. о «завоевании сторон света» – о странствиях адвайтиста, во время которых он участвовал в публичных диспутах и обращал в свою веру множество сторонников. Хотя упадок неортодоксальных учений в Индии начался еще до рождения адвайтиста, традиция связывает именно с именем Шанкары окончательное вытеснение буддизма из страны. Шанкара реформировал, а точнее, заново создал монастырскую организацию индуизма, во многом взяв за образец буддийскую сангху. В жизнеописаниях Шанкары перечислены десять основанных им индуистских монастырей и десять монашеских орденов аскетов-санньясинов; четыре из этих монастырей – в Шрингери, Канчи, Двараке и Пури – сохраняют свое значение и по сей день.


Сочинения:

1. Śrīsaṅkara-granthavalī. Madras, 1978–83;

2. Brahma-sūtra-bhāṣya, transl. by Swami Gambhīrānanda. Calcutta, 1972;

3. Eight Upaniṣads. With the Commentary of Śaṅkara, transl. by Swami Gambhīrānanda. Calcutta, 1956;

4. Gītā in Śaṅkara’s Own Words, transl. into english by V.Panoli, v. 1–4. Madras, 1979.


Литература:

1. Костюченко В.С. Классическая веданта и неоведантизм. М., 1983;

2. Исаева Н.В. Шанкара и индийская философия. М., 1991;

3. Deussen Р. Das System des Vedānta, nach den Brahma-Sūtras des Badarayana und dem Commentare des Çaṅkara über dieselben als ein Compendium der Dogmatik des Brahmanismus vom Standpunkte des Çaṅkara aus dargestellt. Lpz., 1883;

4. Max von Walleser. Die ältere Vedānta. Hdlb., 1910;

5. Ghate V.S. Le Vedānta: étude sur les Brahmasūtras et leurs cinq commentaires. P., 1918;

6. Lacombe O. L’Absolu selon le Vedānta. P., 1937;

7. Devanandan P.D. The Concept of Māyā. L., 1950;

8. Hacker P. Untersuchungen über Texte des frühen Advaita-vāda, Bd 1. Die Schüler Śaṅkaras. – «Akademie der Wissenschaften und der Literatur» (Wiesbaden), 1950, N 26, S. 1907–2072;

9. Mahadevan N.M.P. Hymns of Śaṅkara. Madras, 1970;

10. Halbfass W. Kumārila and Śaṅkara. Reinbek, 1983.

H.В.Исаева

Рекомендуем прочитать