СЕРВЕТ

СЕРВЕТ (Servet) Мигель (29 сентября 1511, Вильянуэва-де-Сигена – 1553, Женева) – испанский теолог, естествоиспытатель, представитель антитринитаризма. Учился в университетах Сарагосы, Барселоны, Тулузы, Парижа. Сервет стремился в едином учении объединить новейшие естественнонаучные достижения своей эпохи с принципами, провозглашенными гуманистами и реформаторами. Его натурфилософская концепция пантеистического толка содержит ряд гениальных догадок, нашедших подтверждение в ходе дальнейшего развития науки (напр., он первым в европейской науке описал малый круг кровообращения). Свою основную задачу Сервет видел в восстановлении христианства в его первоначальной чистоте и истинности, посвятив решению этой задачи ряд книг, в т.ч. и главный труд «Восстановление христианства» (Christianismi Restitutio, 1553), в котором он решительно пересмотрел традиционную церковную трактовку догмата о Святой Троице. Предвидя обвинения в возрождении древнейших ересей Ария или Павла Самосатского (см. Арианство), Сервет с самого начала отмежевывается от них, формулируя свои взгляды как самостоятельную философскую концепцию, призванную выявить сущность физических и духовных законов, соединив их в одно органическое целое. В сочинении четко выделяются учения о Боге, бытии, человеке и обществе. По мнению Сервета, Бог един, вечен. Он – сущность всего и источник бытия всех вещей, в нем содержатся сущности, или модусы, божества – образы всех вещей и идей. Среди них есть высший модус, в котором, как в семени, заключено будущее многообразие, – это единство тела и духа. Мы можем знать о Боге только то, что Он сам пожелает нам открыть в двух формах; по явлению – в Слове и по сообщению – в Духе. Иисус Христос, соединяющий в себе черты Бога и человека, ставится Серветом в центр учения как воплощение единства материи и духа. Вера в Христа является источником жизни человека, основой его морали и действий. Конечной целью своей деятельности Сервет считал установление на земле общественного порядка, который соответствовал бы подлинному смыслу христианского учения. Для ортодоксальных католических и протестантских деятелей Сервет представлял угрозу не только как теолог, «подрывающий основы христианства», но и как бескомпромиссный защитник свободомыслия и веротерпимости. Он писал: «Если осуждать всякого, кто заблуждается в отдельных случаях, пришлось бы сжигать каждого смертного по тысяче раз... Мне представляется жестоким убивать людей под предлогом, что они заблуждаются в толковании какого-нибудь положения, ибо известно, что даже избранные впадают в заблуждения» (цит. по: Baron Fernandez). В 1553 по доносу католической инквизиции и с одобрения протестантских лидеров после продолжительных пыток Сервет был публично сожжен на костре в Женеве.


Сочинения:

1. De Trinitatis Erroribus, libri Septem. Haguenau, 1531;

2. Dialogorum de Trinitati libri duo. Haguenau, 1532;

3. Treinta cartas a Calvino;

4. Sesenta signos de Anticristo;

5. Apologia de Melanchton. Castalia – Madrid, 1971;

6. Restitución del Cristianismo. Madrid, 1980.


Литература:

1. Будрин Ε.А. Мигель Сервет и его время. Казань, 1878;

2. Цвейг С. Совесть против насилия. Кастеллио против Кальвина. М., 1986;

3. Baron Fernandez J. Miguel Servet (Miguel Serveto), su vida y su obra. Madrid, 1970;

4. Abellán J.L. Miguel Servet. – Historia critica del pensamiento espaňol, v. 2, Madrid, 1992, p. 305–313;

5. Sastre A. Flores rojas para Miguel Servet. Madrid, 1997.

M.P.Бургете

Рекомендуем прочитать