САНКХЬЯ-КАРИКА

«САНКХЬЯ-КАРИКА» (санскр. Sāṃkhya-kārikā) – канонический текст санкхьи, составленный, вероятно, в 4–5 вв. Ишваракришной – брахманом из Кошалы (Северо-Восточная Индия) или странствующим аскетом. «Санкхья-карику», содержащую от 69 до 73 стихов (у различных комментаторов) в сложном метре арья, можно считать уникальным опытом конденсированной экспозиции доктрин философской системы в совершенной поэтической форме. Карики 1–2 констатируют порабощенность индивида тремя видами страдания (от себя, живых существ и «свыше») и задачу освобождения от них. В кариках 3–7 кратко «записываются» все 25 начал санкхьи (через формальную атрибуцию им возможности и невозможности модифицироваться и быть модификациями), учение санкхьи об источниках знания и сферах их применимости. Карики 8–20 представляют онтологию санкхьи: учение о причинности (саткарья-вада), характеристики проявленного и непроявленного уровней трехгунной реальности, самих трех гун, обоснование Пракрити в качестве причины мира, существования Пуруши как «чистого субъекта» и его множественности, а также их ложной взаимоассимиляции. Карики 21–27, 38 посвящены космологии – эманации «проявленных» начал мира из Непроявленного. В кариках 28–37 классифицируются и иерархизируются 10 перцептивных и моторных способностей и 3 «внутренние способности» (антахкарана). Предмет карик 39–55 – механизм трансмиграции тонкого тела (сукшма-шарира) и диспозиции сознания (бхавы), определяющие результаты трансмиграции. Тема карик 56–61 – целеполагающее служение «бессознательной» Пракрити интересам пуруш. Карики 62–68 посвящены «освобождению» Пуруши от мира страданий, которое начинается с реализации истинного знания (здесь же даются рекомендации по созерцательной практике) и завершается последним развоплощением. В последних стихах «Санкхья-карики» излагаются основные «исторические» вехи трансляции учения санкхьи.


Литература:

1. Лунный свет санкхьи. Ишваракришна, Гаудапада, Вачаспати Мишра, изд. подготовлено В.К.Шохин. М., 1995.

В.К.Шохин

Рекомендуем прочитать