САМАНЬЯ

САМАНЬЯ (санскр. sāmānya – общее) – понятие индийской философии, часто интерпретируемое как общее, или родовое, свойство, а также как универсалия, или род; одна из категорий (падартха) вайшешики. Трудности в переводе термина «саманья» во многом вызваны отсутствием в текстах вайшешики четкой семантической границы между саманьей как универсалией и саманьей как обозначением «общего» в противоположность «особенному», «специфическому». В последнем случае саманья выступает в паре с вишеша, образуя бином взаимоотносительных понятий «общее–особенное», «универсальное–индивидуальное», «род–вид». Если оппозиция саманьи и вишеша лежит в границах самой идеи универсалии, реальную оппозицию саманья как универсалии составляет антья вишеша – «предельные различители», выступающие основой индивидуальности вещей.

Саманья служит основанием обобщающего знания, т.е. «включения» (анувритти) того или иного объекта в известный класс на основании присутствия в нем определенного признака этого класса. Однако не ментальный акт включения или подведения под общее понятие конституирует общее между разными объектами, а, наоборот, это общее служит основанием для осуществления данного ментального акта.

Вайшешика признавала два типа саманьи – высший и низший, которые различаются своим «объемом». Высшая универсалия одна, поскольку включает все объекты только на том основании, что они существуют, число же низших не поддается исчислению. Низшая универсалия отличается от высшей еще и тем, что она может служить основанием не только идеи включения разных вещей в один класс, но и идеи исключения (vyāvṛtti) вещей этого класса из других классов. Прашастапада приводит в пример универсалию субстанциальности (dravyatva), которая служит основанием, с одной стороны, для объединения в один класс земли, воды и других субстанций, а с другой – для исключения из него качеств и действий.

См. также Универсалии в индийской философии.

В.Г.Лысенко

Рекомендуем прочитать