ПРОКЛ

ПРОКЛ (Πρόκλος) Диадох (8 февраля 412, Константинополь – 17 апреля 485, Афины) – греческий философ-неоплатоник. О жизни его известно из биографии, написанной его учеником Марином («Прокл, или О счастье»), а также из фрагментов «Жизни Исидора» Дамаския. Учился у грамматиста в родном городе его родителей, Ксанфе Ликийском, риторике и римскому праву – в Александрии, но после путешествия в Константинополь решил посвятить себя философии. Вернувшись в Александрию, Прокл занимается философией Аристотеля и математикой, а затем в конце 430 или в начале 431, в возрасте 19 лет, отправляется в Афины. Здесь он обращается к Сириану, преподававшему платоновскую философию, который сводит его с Плутархом, официальным главой Академии. Прокл читает с Плутархом «О душе» Аристотеля и «Федона» Платона. После смерти Плутарха под руководством Сириана читает Аристотеля, Платона и намеревается прослушать курс по «Халдейским оракулам». Однако в 437 Сириан умирает, и Прокл замещает его в качестве главы платоновской Академии. Как наследник Плутарха и Сириана, оставивших приличное состояние, Прокл и руководимая им школа были материально независимы. Будучи практикующим язычником (по свидетельству Марина, Прокл говорил, что философ должен быть «иереем целого мира», – см.: Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979, с. 485), Прокл проявлял лояльность по отношению к городским властям, в т.ч. к христианам. Однако однажды из-за угрозы преследования со стороны христиан ему пришлось покинуть Афины и провести год в Лидии. Ок. 482 практически перестает писать и преподавать. Через три года он умирает, оставив своим преемником Марина.

Сочинения Прокла тесно связаны с его преподавательской деятельностью. Он составил введение к философии Аристотеля, комментарии к «Введению» Порфирия и к логическим сочинениям Аристотеля («Категории», «Герменевтика», «Аналитики»), ко всем 12 диалогам Платона (см. Афинская школа), входившим в принятый, начиная с Ямвлиха, школьный курс платоновской экзегезы; из них дошли целиком или частично комментарии к «Алкивиаду», «Кратилу», «Государству», «Тимею» и «Пармениду». Для школьного обихода Прокл написал толкования отдельных мест из Гомера и Гесиода, а также «Орфическую теологию», «Согласие между Орфеем, Пифагором и халдейскими оракулами» и наставление по аллегорическому толкованию мифов «О мифических символах». Он составил комментарий к Плотину, а также начальное руководство к платоновской философии. Ряд небольших, иногда полемических трактатов Прокла посвящен отдельным проблемам – промыслу, року, существованию зла и т.п. Сводку основных понятий, правил и методов физики (собственно, аристотелевского учения о движении) и неоплатонической метафизики представляют собой «Начала физики» и «Начала теологии» (рус. пер.: Первоосновы теологии, 1972). Систематический характер носит «Теология Платона».

Иерархия универсума строится у Прокла по схеме платоновского «Парменида»: сверхсущее Единое, оно же благо и бог, далее сверхсущие единицы-боги (предложенное Сирианом, принятое и развитое Проклом толкование второй гипотезы «Парменида», позволяющее поместить на высшей ступени универсума наряду с единым богом множество языческих богов), которым причастны сущие боги, или умы; последние представляют собой умопостигаемых богов, или бытие, понимаемое на основе платоновского «Филеба» (23 с–d) как единство моментов предела, беспредельности и их соединения. Бытию и умопостигаемым богам противопоставлены ум (нус) в собственном смысле слова и мыслящие боги, которые связаны с умопостигаемыми через умопостигаемо-мыслящих богов. С мыслящими богами-умами связаны надкосмические боги и мыслящие души. Следующая ступень – внутрикосмические боги, универсальные души, демонические «просто души»: ангелы, демоны в собственном смысле и герои. Еще ниже – «частичные души», одушевляющие тела; к ним принадлежит и душа человека. Ниже всего – неодушевленные тела.

В эту расчлененную иерархическую структуру Прокл включает традиционных греческих богов, распределяя их по триадам и разделяя на трансцендентных и космических. Между телами и душой посредствует «природа», бестелесная, но неотделимая от тел бессознательная сила, тождественная с силой рока. Материя, не будучи ни злом, ни благом, необходимо появляется в процессе ослабления первоначала и происходит от высших начал. Наряду с иерархией бытия Прокл строит иерархию наук: физика и этика, математика, философия – таков ряд наук, соответствующий теоретическим добродетелям, которые свидетельствуют о приобщении человека к сфере ума извне. Выше них стоят добродетели парадигматические и гиератические, характеризующие более высокий тип жизни, чем научное познание: парадигматические – слияние человека со сферой ума, гиератические – выход за пределы ума к единому. Всякий высший тип знания возможен только благодаря божественному озарению; если любовь (эрос) связывает с божественной красотой, истина открывает божественную мудрость, то вера соединяет с благостью богов. Философия Прокла – наиболее подробный вариант школьного платонизма – оказала громадное влияние на всю средневековую философию (отчасти через посредство Псевдо-Дионисия Ареопагита) – на европейскую, византийскую, арабскую философию, а также на философию Возрождения (Николай Кузанский, Пико делла Мирандола и др.).

Сочинения (тексты, переводы и комментарии):

1. In Platonis Rempublicam commentarii, ed. W.Kroll, t. 1–2. Lpz., 1899–1901;

2. Proclus, Commentaire sur la «République», trad. et notes par A.J.Festugière avec le concours de A.Ph.Segonds, vol. 1–3. P., 1970;

3. In Platonis Timaeum Commentaria, ed. E.Diehl, t. 1–3. Lpz., 1903–1906;

4. Commentaire sur la «Timée», trad. et notes par A.J.Festugière avec le concours de Ch.Mugler et de A.Ph.Segonds, vol. 1–5. P., 1966–68;

5. Commentary on the first Alcibiades of Plato, ed. by L.G.Westerink. Amst., 1954;

6. Sur le «Premier Alcibiade» de Platon, texte ét. et trad. par Α. Segonds, vol. 1–2. P., 1985–1986;

7. Procli Diadochi Lycii, Elementatio physica, rec. A.Ritzenfeld. Lpz., 1912;

8. Tria opuscula, éd. H.Boese. В., 1960;

9. Trois études sur la Providence, texte ét. et trad. par D.Isaac, vol. 1–3. P., 1977–1982;

10. Commentarius in Platonis Parmenidem, hrsg. v. V.Cousin. Hildesheim, 1961;

11. Commentaire sur le «Parménides» de Platon, trad. de Guillaume de Moerbeke, édition critique par С.Steel, vol. 1–2. Leuven, 1983–1985;

12. Commentary on Plato`s «Parménide», transl. by G.R.Morrow, with introd. and notes by J.M.Dillon. Princeton, 1987;

13. Scholia vetera in Hesiodi «Opera et dies», ed. A.Pertusi, Mil., 1955;

14. Procli Diadochi, In primum Euclidis «Elementorum» librum commentarii, ed. G.Friedlein. Lpz., 1873 [repr. Hildesheim, 1967];

15. A Commentary on the first Book of Euclid`s «Elements», with introd. and notes by R.G.Morrow. Princeton, 1970;

16. Hymnes et Prières, texte grec et trad. de H.D.Saffrey. P., 1994;

17. Anawati G.C. Un fragment perdu du «Aeternitate mundi» de Proclus. – Mélanges de Philos. grecque offerts à Monseigneur A.Diès. P., 1956, p. 21–25;

18. Procli Diadochi, Hypotyposes astronomicarum positionum, ed. C.Manitius. Lpz., 1909;

19. Aujac G. Une source de la pensée scientifique de Proclus: Geminos de Rhodes. – «Diotima», 1976, 4, p. 47–52;

20. Westerink L.G. Exzerpte aus Proklos’ «Enneaden»-kommentar bei Psellus. – «Byzantinische Zeitschrift», 1959, 52, S. 1–10. Рус. пер.: Комментарий к первой книге «Начал» Евклида. Введение, ред. греч. текста, пер. и комм. Ю.А.Шичалина. М., 1994;

21. Элементы физики, пер. С.В.Месяц. – В сб.: Философия природы в античности и средние века, ч. 2. М., 1999, с. 204–232.


Литература:
Rosán L.J. The philosophy of Proclus. N. Y., 1949;
Beierwaltes W. Proklos. Grundzüge seiner Metaphysik. Fr./M., 1965;
Trouillard J. L`un et l`âme selon Proclos. P., 1972;
Gersh S.E. Kinesis akinetos. A study of spiritual Motion in the Philosophy of Proclus. Leiden, 1973;
Martano G. Proclo di Atene. L`ultima voce speculative del genio ellenico. Napoli, 1974;
Proclus et son influence. Actes du Colloque de Neuchâtel [juin 1985], éd. par G.Boss et G.Seel, avec une introd. de F.Brunner. Z., 1987;
Proclus, Lecteur et interprète des Anciens, Actes du Colloque international du CNRS [Paris 2–4 octobre 1985], publié par J.Pépin et H.D.Saffrey. P., 1987;
On Proclus and his Influence in Medieval Philosophy, ed. by E.P.Bos and P.A.Meier. Leiden, 1992;
Scotti Muth N. Proclo negli ultimi quarant`anni. Termi metafisici e problemi del pensiero antico. – «Studi e testi» 27, Mil., 1993.

См. также лит. к ст. «Начала теологии» и «Теология Платона».

Ю.А.Шичалин 

Рекомендуем прочитать