ПРАСАНГИКА-МАДХЬЯМИКА

ПРАСАНГИКА-МАДХЬЯМИКА (санскр. Prāsangika-mādhyamika – [школа] срединников, [учащих] взаимозависимости, или всё пронизывающей обусловленности) – подшкола буддийской философии мадхьямика, заявившая о себе благодаря трудам Чандракирти в 7 в. Он считал себя прямым преемником линии учителей махаяны от Нагарджуны, Арьядэвы и Буддхапалиты, но фактически подшкола основана в противовес сватантрика-мадхьямике и философско-полемическим методам, предложенным Бхававивекой. Главные различия между двумя ветвями мадхьямики заключались в трактовке позиции школы в философских диспутах того времени, а также в отношении к логико-диалектическому мастерству и задачам эпистемологии. Согласно Чандракирти, срединник (мадхьямик) – это тот, кто равно удален от противоположных точек зрения по любому вопросу дискуссии, кто не аргументирует собственную позицию и не выдвигает какого бы то ни было тезиса. Тем не менее следует активно участвовать в спорах, опровергая тезисы оппонентов. Делать это мадхьямик может сугубо логическими и теоретико-познавательными методами, указывая на ошибки, противоречия, внутреннюю несостоятельность философских систем идейных противников и недостоверность их способов доказательства. Задача такого рода критики не только подвергнуть деструкции, показать несовершенство рассудочных постулатов и логических доводов (юкти) оппонента, но и продемонстрировать нелепость и абсурдность всего его религиозно-философского учения. Поэтому прасангика-мадхьямику зачастую называют школой «сведения к логическому абсурду». По мысли Чандракирти, эта процедура «абсурдизации» рационально-теоретического дискурса – прекрасная практика очищения ума философов от вымыслов, заблуждений, фантазий, навязчивых схем рассудка и других лжеконструкций познания. Такая практика должна помочь уму постигнуть пустотность (шуньята) – религиозно-философскую цель махаяны. Следовательно, участие мадхьямиков в полемике – это их акт сострадания (каруна) и помощи страждущим интеллектуалам. Соответственно занятия «срединников» логикой и эпистемологией являются духовной практикой.

Учение прасангика-мадхьямики было воспринято в Тибете в школах кадампа и особенно гелугпа, которая признается философско-религиозным преемником традиции «Нагарджуна – Чандракирти». Труды учителей этой линии преемственности по-прежнему изучаются в монастырях Тибета, Гималаев, Индии, Монголии и России, а учителя гелугпы преподают прасангику в университетах Европы и Северной Америки.

Литература:

1. Guenther H.V. Buddhist Philosophy in Theory and Practice. Boulder–L., 1976;

2. Murti T.R.V. The Central Philosophy of Buddhism. A Study of the Mādhyamika System. L., 1980;

3. Santina P., Mādhyamika Schools in India. Delhi, 1986;

4. Huntington C.W. with Geshe Namgyal Wangchen. The Emptiness of Emptiness. An Introduction to Early Indian Mādhyamika. Delhi, 1992.

В.П.Андросов

Рекомендуем прочитать