ПЛЕХАНОВ

ПЛЕХАНОВ Георгий Валентинович [29 ноября (11 декабря) 1856, с. Гудаловка Тамбовской губ. – 30 мая 1918, Питкеярви, Финляндия] – русский политический деятель, первый пропагандист марксизма в России, литературный критик, философ. В 1874–76 учился в Петербургском горном институте; с 1875 – участник народнического революционного движения. В 1883 создал в Женеве социал-демократическую группу «Освобождение труда»; основной автор Программы РСДРП, принятой на ее II съезде (1903).

 Плеханов не просто теоретик российской социал-демократии, он претендовал на статус ее главного философа. Примкнув к марксизму, Плеханов предпринял самостоятельную попытку систематизации и изложения марксистской теории вообще, философии в частности. Он включил марксистскую философию в мировую традицию истории материализма (главными вехами, предшествующими марксистскому материализму, он полагал философию Спинозы, французский материализм 18 в. и материализм Фейербаха) и в традицию диалектической мысли (в которой акцентировалась диалектика Гегеля). Не ограничиваясь интерпретацией идей Маркса и Энгельса, он по сути сформулировал самостоятельную философскую концепцию, расходившуюся с философскими посылками основоположников марксизма. Вместо идеи «конца философии» предложил концепцию марксистской философии как системы, которая ведет за собой науки. Согласно с А.Лабриолой считал, что философия занимается теми же задачами, что и наука. При этом она или стремится опередить науку, предлагая априорные решения, или резюмирует и подвергает дальнейшей логической обработке решения, ею найденные, и т.о. ведет за собой естественные и общественные науки, освобождая их от противоречий. В будущем точные науки настолько встанут на ноги, что гипотезы философии сделаются бесполезными, но до тех пор наука и философия будут заниматься одним и тем же предметом, но на разных уровнях: философия доходит до сущности вещей, изучает мир как целое, а науки изучают этот мир по частям.

 Марксистская философия представляет, по Плеханову, систему синтетических идей, объединяющих совокупность человеческого опыта на данной ступени интеллектуального и общественного развития, синтез познанного бытия в данную эпоху. Основные составные части этой философии – диалектика как метод и универсальная теория развития («душа» системы), философия природы и философия истории (исторический материализм). Единственно сущее в мире есть материя-субстанция, основными атрибутами которой являются движение и мышление. В сфере гносеологической Плеханов занят в основном вопросом о воздействии объекта на субъект; в сфере философии истории отдал дань объективизму и детерминизму в духе Гегеля, что стало, в частности, основанием разногласий с теоретиками большевизма, у которых он усматривал субъективистские и волюнтаристские мотивы. Плеханов является также теоретиком искусства и литературным критиком, тяготевшим кт.н. объективной эстетике. 


Сочинения:

 1.  Избр. философские произведения, т. 1–5. М., 1956–58. 


Литература:

 1.  Вольфсон С.Я. Плеханов. Минск, 1924;

 2.  Фомина В.А. Философское наследие Г.В.Плеханова. М., 1956;

 3.  Сидоров М.И. Г.В.Плеханов и вопросы истории русской революционно-демократической мысли 19 в. М., 1957;

 4.  Николаев П.А. Эстетика и литературные теории Г.В.Плеханова. М., 1968;

 5.  Petrović G. Filozofski pogled G.V.Plehanova. Zagreb, 1957;

 6.  Baron S.H. Plekhanov. The Father of Russian Marxism. California, 1964;

 7.  Łukawski L.J. Plechanow. Warsz., 1970;

 8.  Walicki A. Rosyjska filozofia i myśl społeczna od oświecenia do marksizmu. Warsz., 1973;

 9.  Światlo R. Plechanow. Warsz., 1979;

 10.  Jena D. Georgi Walentinowitsch Plechanow. В., 1989;

 11.  Steila D. Genesis and Development of Plekhanov’s theory of Knowledge. A Marxist Between Antropological Materialism and Physiology. Dortrecht–Boston–L, 1991.

В.Ф.Пустарнаков

Рекомендуем прочитать