МАТУРИДИ

МАТУРИДИ Абӯ Манс̣ӯр Мух̣аммад Ибн Мух̣аммад, ал – (870, Матурид – 940, Самарканд) – мусульманский религиозный философ, основатель и эпоним теологической школы, ставшей одной из двух (наряду с ашаризмом) ведущих школ суннитского калама матуридизма. Праву ханафитского толка и другим религиозным наукам ал-Матурӣдӣ обучался в Самарканде, где впоследствии преподавал и жил вплоть до своей смерти.

 Среди наиболее важных из изданных сочинений ал-Матурӣдӣ – обширный комментарий к Корану «Таʼвӣла̄т ал-к̣урʼа̄н», толкование к теологическому трактату «ал-Фик̣х ал-акбар» («Большой фикх») Абӯ Х̣анӣфы (основателя ханафитского толка в мусульманском праве, ум. 767) «Шарх̣ ал-Фик̣х ал-акбар», а также «Книга о единобожии» («Китаб ат-таух̣ӣд»). Лишь последнее признается вполне аутентичным (хотя бейрутское издание 1970 и представляет, по-видимому, одну из версий этой книги). Из не дошедших до нас трудов ал-Матурӣдӣ – трактаты по методологии права и работы в опровержение мутазилитов, каррамитов, шиитов и исмаилитов-кар-матов.

 Если ашариты разрабатывали свое учение как серединное между мутазилизмом и традиционализмом, то ал- Матурӣдӣ и его последователи занимали срединную позицию между ашаритской и мутазилитской. В ашаритском духе ал- Матуриди учит о реальности и извечности субстанциальных атрибутов, об извечности Корана в отношении его «смысла» и становлении во времени в отношении словесного выражения этого смысла; о людских деяниях как сотворенных Богом, но «приобретенных» (касб) человеком. Однако в отличие от ашаритов (и мутазилитов), ал-Матурӣдӣ признает извечность также оперативных атрибутов, присоединяя к семи субстанциальным атрибутам, выделенным ашаритами, восьмой – творение («таквӣн»). Вслед за мутазилитами ал- Матурӣдӣ подчеркивал наличие у человека свободы выбора, отстаивал объективный и рациональный характер нравственных принципов. Для его онтологии и натурфилософии характерен отказ от финитизма (атомизма).


Литература:

1.  Kitab al-Tawhid, ed. F.Kholeif, introd. Beirut, 1970;

2.  Ayyub A., Maturidism, in: A History of Muslim Philosophy, ed. M.M.Sharif, t. 1. Wiesbaden, 1963.

T.Ибрагим

Похожие материалы

Рекомендуем прочитать