МАМАРДАШВИЛИ Мераб Константинович

МАМАРДАШВИЛИ Мераб Константинович (15 сентября 1930, Гори – 25 ноября 1990, Москва) – философ, специалист по философии сознания и истории философии. Окончил философский ф-т МГУ (1954). После окончания аспирантуры (1957) работает в редакции журнала «ВФ», где публикуются его первые статьи («Процессы анализа и синтеза» и «Некоторые вопросы исследования истории философии как истории познания»). В 1961 командируется в Прагу в журнал «Проблемы мира и социализма». Позже, с 1966 он работает в академических институтах Москвы (в Институте международного рабочего движения и в ИИЕТ), а также читает лекции на психологическом факультете МГУ, в Институте кинематографии, на Высших курсах сценаристов и режиссеров, в Институте обшей и педагогической психологии АПН СССР, в др. городах (Рига, Вильнюс, Ростов-на-Дону, Тбилиси). Эти лекции или беседы, как он их называл, и составляют основу его творческого наследия. В 1970 в Тбилиси он защитил докторскую диссертацию «Формы и содержание мышления», в 1972 получает звание профессора. В эти же годы он занимает должность зам. гл. ред. журнала «ВФ» (1968–74). С 1980 работает в Институте философии АН Грузии. При жизни были изданы всего три книги; «Формы и содержание мышления. К критике гегелевского учения о формах познания» (М., 1968); «Классический и неклассический идеалы рациональности» (Тбилиси, 1984); «Как я понимаю философию» (М., 1990). Все остальное – и прежде всего многочисленные курсы его лекций (о Декарте, Канте, Марселе Прусте, античной и современной философии) – в «архиве» и лишь в наши дни начали издаваться. По отзывам слушателей он был великий мастер импровизации и мудрой философской беседы. Это был органичный для него жанр – устной беседы, размышления вслух, особенно в аудитории. Изданием наследия Мамардашвили занимается специально созданный Фонд его имени. В рамках Фонда выходят материалы Философских чтений, посвященных памяти Мамардашвили. Начав профессиональный путь с изучения истории философии и внимательного чтения работ Маркса, он формулирует в 70-е годы центральную идею своей философии: свободного явления или события мысли, случающегося в любой сфере человеческой жизнедеятельности («К пространственно-временной феноменологии событий знания». – «ВФ», 1994, № 1). Эта идея выдвинута им как зашита трансцендентальных оснований европейской культуры, выявленных в свое время Декартом и Кантом. Считая, что «реальность входит в мир трансцендентально», он вслед за Кантом обращает внимание на априорные условия жизненного опыта человека, подчеркивая, что мы не можем мыслить произвольно и по желанию приращивать знания к уже имеющемуся знанию, потому что жизненное время дискретно. Но при этом как бы сдвигает свой анализ духовного опыта личности с проблемы метафизического априори на проблему, как он выражается, «метафизического апостериори», т.е. на сам факт события мысли. В дальнейшем этот подход получит развернутое обоснование в его публичных лекциях о Декарте и Канте, а затем – уже на материале искусства – в обширном цикле лекций о романе Пруста «В поисках утраченного времени». Задача философа (как и ученого, писателя, художника) состоит не только в том, чтобы мыслить самому, но и давать возможность думать и мыслить другим. Идея произведения как «органа жизни», способного порождать новые мысли и чувства, и раскрытие условий, при которых это возможно, станут с этого времени определяющими для его творчества. Согласно Мамардашвили, акт философской рефлексии в качестве предпосылки или условия возможного опытного познания уже заключен внутри специально-научного знания. Первопонятие (напр., сознание, свобода, бытие), дуализм «души» и «тела» – не опытная истина, а плодотворные тавтологии, которые открывают возможность грамотного рассуждения. Размышления об ощущении жизни, об исходных первопонятиях и составляют предмет его лекций, его натуральной философии.


Сочинения:

1. К проблеме метода истории философии. – «ВФ», 1965, № 6;

2. Анализ сознания в работах Маркса. – Там же, 1968, № 6;

3. Формы и содержание мышления. М., 1968; 2011;

4. Классическая и современная философия (в соавт.). М., 1972;

5. Проблема объективного метода в психологии (в соавт. с В.П.Зинченко). – «ВФ», 1977, № 7;

6. Символ и сознание (в соавт.). Иерусалим, 1982;

7. Классический и неклассический идеалы рациональности. Тбилиси, 1984;

8. Картезианские размышления (январь 1981). М., 1993;

9. Лекции о Прусте. М., 1995;

10. Необходимость себя. Введение в философию, доклады, статьи, философские заметки. М., 1996;

11. Стрела познания. Набросок естественноисторической гносеологии. М., 1996;

12. Психологическая топология пути. М.Пруст «В поисках утраченного времени». Тбилиси, 1996 (переиздана в СПб. – 1997);

13. Лекции по античной философии. М., 1997; 2009;

14. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке (в соавт. с А.М.Пятигорским). М., 1997 (дополн. и перераб. изд. кн., вышедшей в Иерусалиме в 1984);

15. Кантианские вариации. М., 1997; 2002;

16. Эстетика мышления. М., 1999;

17. Современная европейская философия. XX век. М., 1999.


Литература:
Конгениальность мысли. М., 1994;
Встречи с Декартом. М., 1996;
Произведенное и названное. М., 1998.

Ю.П.Сенокосов

Рекомендуем прочитать