ЛОСЕВ Алексей Федорович

ЛОСЕВ Алексей Федорович [10(23) сентября 1893, Новочеркасск – 24 мая 1988, Москва] – русский философ, религиозный мыслитель, переводчик и комментатор античной литературы (в первую очередь Платона), ареопагитского корпуса и трактатов Николая Кузанского, автор философско-художественной прозы, педагог.

Окончил Новочеркасскую классическую гимназию (1911), музыкальную школу итальянского скрипача Ф.Стаджи, Московский университет (1915) по отделениям философии и классической филологии. Избран профессором Нижегородского университета (1919), утвержден в звании в Москве (1923); в 1920-е гг. профессор Московской консерватории и действительный член ГАХН, участник кружка московских «имяславцев». Вместе с супругой В.М.Лосевой (1898–1954) принял тайный монашеский постриг (3 июня 1929). Издал серию трудов: «Античный космос и современная наука» (1927), «Музыка как предмет логики» (1927), «Философия имени» (1927), «Диалектика художественной формы» (1927), «Диалектика числа у Плотина» (1928), «Критика платонизма у Аристотеля» (1929), «Очерки античного символизма и мифологии», (т. 1, 1930), «Диалектика мифа» (1930). Это первое «восьмикнижие» было с энтузиазмом воспринято русской эмиграцией и подвергнуто критике в советской печати, вплоть до инвектив Л.Кагановича с трибуны XVI съезда ВКП(б) и злобных выпадов в публицистике М.Горького. Под предлогом незаконных вставок в «Диалектику мифа» 18 апреля 1930 арестован, через полтора года, как и В.М.Лосева, осужден по делу т.н. контрреволюционной организации «Истинно-православная церковь». Заключение отбывал в Свирьлаге, досрочно освобожден (1933) по инвалидности и восстановлен в гражданских правах как ударник строительства Беломорканала, однако получил возможность публикаций только после 1953. Преподавал античную литературу в ряде вузов страны, с 1942 по 1944 профессор философского факультета МГУ. Звание доктора филологических наук (1943) присвоено honoris causa. С 1944 до кончины работал в МГПИ им. Ленина. С 1963 по 1994 вышло второе «восьмикнижие» Лосева – восьмитомная «История античной эстетики» (Государственная премия СССР, 1986). Архив Лосева хранится у его вдовы А.А.Тахо-Годи.

Следуя философской традиции всеединства и персоналистским принципам паламитского богословия, Лосев построил системное мировоззрение, которое характеризуется как энергийный символизм и православно понятый неоплатонизм. Мир в этой системе рассмотрен как иерархийное и генологически (от греч. hen – «первоединое») заряженное целое, явленное в непрерывном саморазвитии единого живого телесного духа. Нераздельными мыслятся здесь и формы постижения мира – философская, мифолого-символическая и эстетическая. Ставя перед собой фронтальное задание логико-диалектического переосмысления и упорядочения знания, Лосев построил типологии различных фактических форм искусства, уточнил на единых подходах как научные «первые принципы» символизации, моделирования, структуризации, так и фундаментальные представления о Первопринципе (проблемы апофатизма и троичности, Софийное и Ономатическое Начала). Универсализм системы Лосев доказывал на материалах античной и христианской культур, филологии, лингвистики, музыковедения, логики, математики.


Сочинения:

1. Собр. соч. М., 1993–98;

2. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957;

3. Гомер. М., 1960;

4. Введение в общую теорию языковых моделей. М., 1968;

5. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976;

6. Античная философия истории. М., 1977;

7. Эстетика Возрождения. М., 1978;

8. Знак. Символ. Миф. Труды по языкознанию. М., 1982;

9. Вл.Соловьев и его время. М., 1990;

10. Жизнь. Повести. Рассказы. Письма. СПб., 1993;

11. Имя. СПб., 1997.

Литература:

1. Зеньковский В.В. История русской философии, т. 2, ч. 2. М., 1991;

2. Лосский H.О. История русской философии. М., 1991;

3. Хоружий С.С. Арьергардный бой. – В кн.: Он же. После перерыва. Пути русской философии. СПб., 1994;

4. Лосев (Гоготишвили Л.Α.). – В кн.: Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., 1995;

5. Тахо-Годи А.А. Лосев. М., 1997.

В.П.Троицкий

Рекомендуем прочитать