ЛАПШИН Иван Иванович

ЛАПШИН Иван Иванович [11(23) октября 1870, Москва – 17 ноября 1952, Прага] – русский философ-неокантианец, ученик А-ра И.Введенского. Учился на историко-филологическом факультете Петербургского университета, после защиты докторской диссертации «Законы мышления и формы познания» (СПб., 1906) становится в 1913 экстраординарным профессором, а позднее заведующим кафедрой философии Петербургского университета. В 1922 вместе с группой ученых выслан из Советской России, жил в Чехии.

Для философских взглядов Лапшина характерна жесткая антиметафизическая направленность, приводящая к отказу переносить законы мышления на вещи вне всякого отношения к нашему сознанию. Познаваемы лишь предметы, обладающие чувственным содержанием, оформленные временем, пространством и др. категориями, т.е. явленные в опыте. Метафизические построения и проблемы (в т.ч. и проблема «чужого я») есть лишь «рабочие гипотезы», имеющие эвристическую ценность. Творчество, изобретение, имея истоком «философскую страсть удивления», осуществляются за счет идейной и стилистической комбинаторики.


Сочинения:
Проблема «чужого я» в новейшей философии. СПб., 1910;
Гносеологические исследования, в. 1, Логика отношений и силлогизм. Пг., 1917;
Художественное творчество. Пг., 1922;
Философия изобретения и изобретение в философии, т. 1–2. Пг., 1922;
Философские взгляды Радищева. Пг., 1922;
Эстетика Достоевского. Берлин, 1923;
Феноменология. Прага, 1937;
Спор о свободе воли в современной философии. Прага, 1941;
О своеобразии русского искусства. Прага, 1944;
Римский-Корсаков и его значение в истории русской музыки. Прага, 1945;
La synergie spirituelle. Praha, 1935.

Литература:

1. Зеньковский В.В. История русской философии, т. 2, ч. 1. Л., 1991;

2. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1994.

О.В.Марченко

Рекомендуем прочитать