КУРИЦЫН

КУРИЦЫН Федор Васильевич (15 в.) – русский политический деятель, дипломат, один из лидеров реформационного движения в России 2-й пол. 15 в., т.н. ереси «жидовствующих». Был прекрасно образован, служил дьяком по посольским делам, участвовал в нескольких успешных и важных для Московского государства дипломатических миссиях. В 1436 вернулся в Москву из крымского плена. Вокруг него образовался кружок единомышленников, разделявших еретические, с точки зрения официального православия, взгляды. Ереси сочувствовали сын Ивана III Иван Иванович, митрополит Зосима и, в определенной степени, сам Иван III. Признавая авторитет Ветхого и Нового Заветов, Курицын отвергал святоотеческие предания и основанный на них институт монашества. Главным источником истины и мудрости считал пророческое откровение. В «Лаодикийском послании» пишет о самовластии человеческой души, для которой вера, «страх Божий» являются «заградой», т.е. ограничением ее произвола. В «Написании о грамоте» утверждает, что грамота – это дарованный Богом неоскудеваемый источник знания, искореняющий невежество, дающий возможность понимания прошлого и настоящего, возможность предвидеть будущее. В разуме – подлинная сила человека. Разумный человек – это образ Божий и Его подобие. Курицына, очевидно, постигла та же участь, что и всех еретиков: он вынужден был сойти с политической арены и был либо сожжен, либо бежал за границу. После 1500 о его судьбе ничего не известно.


Сочинения:

1. «Лаодикийское послание», подг. текста, пер. и комм. Я.С.Лурье. – В кн.: Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина 15 в. М., 1982.


Литература:

1. Лурье Я.С. Идеологическая борьба в русской публицистике кон. 15 – нач. 16 в. М.–Л., 1960.

Е.Н.Бутузкина

Рекомендуем прочитать