КРИЗИС ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ (Против позитивистов)

«КРИЗИС ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ (Против позитивистов)» – магистерская диссертация Вл.С.Соловьева, защищенная 24 ноября 1874 в Петербургском университете. Опубликована в журнале «Православное обозрение» (1874, № 1, 3, 5, 9, 10) и отдельным изданием (М., 1874; поледнее изд.: Соч., т. 2. М., 1988). Согласно Соловьеву, западная философия, начавшись с раздвоения между личным мышлением и общенародной верой (схоластика) и реализуясь в противопоставлении самочинного разума внешнему бытию природы (Новое время), в качестве исключительно теоретического познания завершила свое развитие. Опираясь на идеи позднего Шеллинга, старших славянофилов, П.Д.Юркевича, Соловьев с небывалой для русской мысли силой, широтой, конкретностью и концептуальностью проинтерпретировал историю западной философии – от схоластики до Гегеля, Шопенгауэра, Э.Гартмана, позитивистов – как историю последовательной смены ряда гипостазированных отвлеченных начал (теоретический анализ этой проблематики дан в его работе «Критика отвлеченных начал», 1880) и сформулировал принципиальное значение и последние результаты этой истории для метода познания, учения о сущем и этики. Признание односторонности и потому неистинности как чисто рационалистического, так и чисто эмпирического направлений в западной мысли приводит, по Соловьеву, к требованию истинного метода, дающего цельное знание, а также к полаганию в качестве абсолютного первоначала вместо прежних абстрактных сущностей и ипостасей (рассудок, опыт, понятие, воля, бессознательное и т.п.) конкретного всеединого духа. Последней же целью и высшим благом мирового развития предстает уничтожение исключительного самоутверждения частных существ в их вещественной розни и восстановление их как царства духов, объемлемых всеобщностью духа абсолютного. Подлинный (и неожиданный для западного сознания) смысл результатов западноевропейского философского развития, по Соловьеву, утверждает в форме рационального познания те самые истины, которые в форме веры и духовного созерцания утверждались великими богословскими учениями древнего и в особенности христианского Востока. Исторически и логически неизбежно возникновение новой философии как синтеза религии, метафизики и положительной науки, который соединит с полнотой содержания духовных созерцаний Востока логическое совершенство западной формы. (В «Приложении» рассмотрена и принципиально отвергнута теория О.Конта, согласно которой два предварительных базиса в умственном развитии человечества, религия и метафизика, уступают место и преодолеваются третьим, окончательным – позитивной наукой.)

«Кризис западной философии», первая крупная работа Соловьева, вызвав широкий общественный резонанс и горячую полемику, ознаменовала начало нового этапа в развитии русской философии. Проект современной христианской метафизики, очертив место для русской мысли в европейской философии, воплотился как в последующем творчестве самого его автора, так и в построениях ряда крупнейших русских философов 20 в.


Литература:

1. Владиславлев М.И. Рецензия на «Кризис западной философии: против позитивистов», магистерскую диссертацию В.С.Соловьева. – «Журнал Министерства Народного Просвещения», 1875, № 1;

2. Кавелин К.Д. Априорная философия или положительная наука? По поводу диссертации г. В.Соловьева. СПб., 1875;

3. Козлов А.А. Г. Влад.Соловьев как философ. – «Знание», 1875, № 1–2;

4. Лукьянов С.М. О Вл. Соловьеве в его молодые годы. Материалы к биографии, т. 1. Пг., 1916 (М., 1990);

5. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М., 1990.

О.В.Марченко

Рекомендуем прочитать