КОРНФОРД

КОРНФОРД (Cornforth) Фрэнсис Макдональд (27 февраля 1874, Истборн, Англия – 3 января 1943, Кембридж) – английский филолог-классик, историк античной философии, профессор Кембриджского университета. Корнфорд одним из первых стал применять для исследования античного сознания методы исторической археологии, сравнительной антропологии, социологии, истории и философии религии, став пионером междисциплинарного подхода к классическим текстам, распространение которого способствовало возрождению интереса к античности в 20 в. Дж. Э.Харрисон, Г.Мюррей, А.Кук и Корнфорд стояли у истоков группы, известной как «кембриджские ритуалисты», или «мифолого-ритуалистическая школа», популярной в 20–60-х гг. 20 в. и повлиявшей на многие современные школы философского антиковедения.

В ранний период (до сер. 1920-х гг.) Корнфорд изучает ритуальные формы и первобытные модели мышления и поведения, составлявшие фон творчества греческих поэтов, историков и философов архаической и классической эпох. При таком подходе объектом исследования становилась не только написанная, но и «ненаписанная философия». Так, Корнфорд интерпретировал в книге «От религии – к философии» (1912) историю досократиков по преимуществу как процесс постепенного изменения греческого религиозного сознания. С сер. 1920-х гг. Корнфорд сосредоточен гл.о. на изучении античной философии, пишет ряд программно-полемических статей, оказавших влияние на дальнейшее развитие философского антиковедения. «Мистицизм и наука в пифагорейской традиции», «Теория материи у Анаксагора», «Была ли ионийская философия научной?», «Марксистский взгляд на античную философию». Он выпускает переводы поздних диалогов Платона с подробными комментариями, ставшими событием в платоноведении: «Теэтет» и «Софист» (1935), «Тимей» (1937), «Парменид» (1939), «Государство» (1941), а также участвует в переводе «Физики» Аристотеля.


Сочинения:

1. Thucydides Mythistoricus. Cambr., 1907;

2. From Religion to Philosophy. Cambr., 1912;

3. The Origin of Attic Comedy. Cambr., 1914;

4. Greek Religious Thought from Homer to Alexander. Cambr., 1923;

5. Mysticism and Science in the Pythagorean Tradition. – «Classical Quarterly», 1925, vol. XVI;

6. Anaxagoras’ Theory of Matter. – Ibid., 1930, vol. XXIV;

7. Was the Ionian Philosophy Scientific? – «Journal of Hellenic Studies», 1942, vol. LXII;

8. Aristotle. Physics (Loeb Cl. Libr. 2 vols., 1929–1934, coвм. с Ph. H.Wicksteed);

9. Plato’s Theory of Knowledge. L., 1935;

10. Plato’s Cosmology. L., 1937;

11. Plato and Parmenides. L., 1939;

12. The Marxist View of Ancient Philosophy. – «Proceedings of the Classical Association», 1942, May, vol. XXXIX;

13. The Unwritten Philosophy and Other Essays, ed. W.К.С.Guthrie, 1950;

14. Principium Sapientiae, ed. W.К.С.Guthrie, 1952.

M.Л.Хорьков

Рекомендуем прочитать