КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (Κλήμης Ἀλεξανδρεύς Clemens Alexandrinus) Тит Флавий (ок. 150 – между 211 и 215) – христианский богослов и писатель. Родился, вероятно, в Афинах в языческой семье. Получил широкое образование, затем путешествовал по Греции, Южной Италии, Малой Азии, переходя от одного учителя философии к другому Обращен в христианство своим последним учителем Пантеном, который был первым известным нам главой христианской катехитической школы в Александрии и которого Климент Александрийский сменил на этом посту после его смерти. В 202 или 203 он был вынужден покинуть Александрию из-за преследования христиан императором Септимием Севером и нашел убежище в Палестине у своего бывшего ученика иерусалимского епископа Александра. Христианство Климент Александрийский считал единственной истинной философией. Его основные труды – трилогия «Увещание к эллинам», «Педагог» и «Строматы» («Ковер из лоскутков») – представляют собой программу духовного совершенствования на основе согласования христианской веры и истинных элементов греческой философии. По Клименту, философия была для греков тем же, чем Закон Моисеев для евреев – подготовительным учением, ведущим к истине, которая была воплощена в Логосе, т.е. в Христе. В «Увещании к эллинам», имеющем целью обращение язычников в христианскую веру, он критикует языческие верования, разбирает различные решения греческой философии относительно первопричины мира, сопоставляя их с писаниями пророков, и увещевает читателей оставить язычество ради христианства. «Педагог» предназначен для нравственного наставления новообращенных. В нем Климент Александрийский представляет Христа в качестве Воспитателя верующих, дает ряд предписаний по поводу отдельных сторон повседневной жизни, основываясь, однако, на принципе разумной меры и не предлагая в качестве жизненного идеала христианина. 3-я часть программы – изложение христианского учения – была реализована лишь отчасти в трактате «Строматы», оставшемся незавершенным. Климент Александрийский прежде всего ставит вопрос об отношении христианства к греческой философии и культуре. Христианство – это истинная философия, которая представляет собой не что иное, как знание о Христе, или Логосе. Один и тот же Логос вдохновлял философов, говорил устами пророков и воплотился в Христе. Разница в том, что философы знали Логос лишь неполно и туманно, христианин же имеет во Христе полное и очевидное понимание. Истинная философия присутствует в Писании, поскольку хронологически Моисей предшествует Платону, а сама греческая философия имеет много заимствований из Писаний пророков. Истинный мудрец – это христианин, достигший высшей степени совершенства нравственной жизни и богословского знания, или истинный «гностик». Описывая истинного, т.е. христианского, гностика, Климент Александрийский противопоставляет его ложным гностикам-еретикам. В отличие от них вера для Климента не противоположна истинному знанию духовных реальностей, или гнозису, но является его основанием. Кроме названных работ из наследия Климента Александрийского сохранилась гомилия «Кто из богатых спасется?», в которой доказывается, что и богатый может быть спасен, поскольку из Царствия Божия исключен не богатый, а грешник, упорствующий в своем грехе.

Представления Климента Александрийского о множественности источников христианского знания создало основу для программы катехитической школы в Александрии, повлияв и на богословскую систему Оригена, а его разделение христиан на верующих и гностиков предвосхитило появление монашества.


Сочинения:

1. Griechische christliche Schriftsteller, Bd 12, 15, 17, 39. В., 1905–1936;

2. в рус. пер.: Кто из богатых спасется? Увещание к эллинам. Ярославль, 1888;

3. Педагог. Ярославль, 1890: Строматы. Ярославль. 1892.


Литература:

1. Миртов Д.П. Нравственное учение Климента Александрийского. СПб., 1990;

2. Попов К.Д. Вера и ее отношение к христианскому знанию по учению Климента Александрийского. – «Труды Киевской духовной академии», 1887;

3. Volker W. Der wahre Gnostiker Clemens Alexandrinus. В., 1952;

4. Osborn E.F. The Philosophy of Clement of Alexandria. Cambr., 1954;

5. Daniélou J. Histoire des doctrines chrétiennes avant Nicée, t. II. P., 1961;

6. Mehat A. Étude sur les Stromates de Clement d’Alexandrie. P., 1966;

7. Lilla S.R.С. Clement of Alexandria. A Study in Christian Platonism and Gnosticism. Oxf., 1971.

А.В.Иванченко

Рекомендуем прочитать