КЛЕАНФ

КЛЕАНФ (Κλεάνθης) из Асса (ок. 331/330, Асс, Малая Азия – ок. 232 до н.э., Афины) – греческий философ-стоик, ученик Зенона из Китая и его преемник во главе школы. В молодости был кулачным бойцом и примкнул к Зенону уже в зрелом возрасте; вел аскетически-скромную жизнь, зарабатывая на учебу физическим трудом. Среди его 58 известных сочинений почти по всем разделам учения (сохранилось немногим более 100 фрагментов) наиболее важны «Логика», «О знании», «О диалектике», «О Зеноновом учении о природе», «Физические заметки», «Разыскания о Гераклите», «Об атомах», «О времени», «О влечении», «О надлежащем», «О конечной цели», «О наслаждении», «Риторика» и «Гимн к Зевсу».

Вопреки распространенному мнению, отождествлявшему лояльность Клеанфа по отношению к Зенону с отсутствием самостоятельной позиции, он внес нечто новое почти в каждый раздел стоического учения (см. Стоицизм), начиная с деления философии на 6 частей (SVF I 482). Он уточнил теорию «представления» (которое описывал как «вещественный» отпечаток – 484) и специально занимался модальной логикой (489). Имел, вероятно, оригинальную концепцию космологии (493 сл.) и первым из стоиков обратился к Гераклиту. В учении о симпатии космической впервые четко сформулировал фундаментальный тезис стоической онтокосмологии: симпатия возможна лишь между телесными структурами (518). Единственный в школе считал звездный огонь конусовидным (498; 508) и имел редкий в стоической среде интерес к наблюдению живой природы (515). При достаточно традиционных антропологических взглядах Клеанф, в отличие от Хрисиппа, полагал, что все души сохраняются до конца космического цикла (522). Мнение Посидония, согласно которому Клеанф якобы признавал самостоятельное существование иррационального начала в душе (570), основано на недоразумении. Особенно большое внимание он уделял теологии (которую считал особой частью философии), предложив оригинальные доказательства бытия богов (528 сл.). Блестящим выражением теологических воззрений Клеанфа является «Гимн к Зевсу», свидетельствующий о его поэтической одаренности и необычной для Ранней Стои религиозности (ср. 538). В этике Клеанф следовал сложившейся при Зеноне школьной норме, внося отдельные уточнения в принципиально важные формулировки. В формуле «жить согласно природе» предлагал, в отличие от Хрисиппа, иметь в виду «природу» целого (555); считал, в противоположность Хрисиппу, что однажды обретенную добродетель нельзя утратить (568). Вслед за Зеноном придавал важное значение практической этике (паренетике) (582), из которой впоследствии развилась позднестоическая моралистика. Самым значительным учеником Клеанфа был его преемник Хрисипп.

Фрагменты:

1. SVF1463–619;

2. Столяров. Фрагменты, т. 1, с. 160–208.


Литература:

1. Verbeke G. Kleanthes van Assos. Brussel, 1949;

2. Solmsen F. Cleanthes or Posidonius? The Basis of Stoic Physics. Amst., 1961.

А.А.Столяров

Рекомендуем прочитать