КИРЕЕВСКИЙ

КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич [22марта (3апреля) 1800, Москва – 11(23) июня 1856, Петербург] – русский философ и литературный критик, один из главных теоретиков славянофильства. Получил домашнее образование под руководством своей матери Авдотьи Петровны (племянницы В.А.Жуковского). В 1822 слушал лекции в Московском университете. В 1824 поступил на службу в Архив иностранной коллегии, где организовал вместе с А.Н.Кошелевым общество «любомудров». Киреевский рано проявил себя как блестящий литературный критик (отмеченный А.С.Пушкиным). В 1830 выезжал за границу, посещал лекции Гегеля и Шеллинга. После возвращения издавал журнал «Европеец» (1832), запрещенный уже на втором номере. В 1834 женился на Н.П.Арбениной, под влиянием которой произошло его обращение к православию. В жизни Киреевского начинается глубокий мировоззренческий переворот: преодоление того романтически-пиетистского понимания религии, в котором он был воспитан, переоценка взаимоотношений западноевропейской и восточнославянской культурных традиций, преодоление собственного «западничества». Киреевский сближается со старцами Оптиной пустыни, активно помогает в издании житий святых отцов. Основными философскими произведениями Киреевского являются две статьи: «О характере европейского просвещения в его отношении к просвещению России» (1852) и «О возможности и необходимости новых начал в философии» (1856). Его главной философской темой было самоопределение русской культуры перед лицом западноевропейской. Характерная разница между ними объясняется особыми духовными, культурными и историческими корнями: отъединенностью Римской церкви от православия; односторонней, в форме латинской культуры, рецепцией античного наследия на Западе; насильственным, в большинстве своем, характером западной государственности (по сравнению с российской). В противовес естественно вырастающей из западной культуры рационалистической философии, характеризуемой формальностью, отвлеченностью и расколотостью разума на отдельные «факультеты», Киреевский выдвигает проект построения русской философии, ориентирующийся на генетически присущий отечественной культуре идеал «целостного разума» как органического единства интеллектуальной, моральной и эстетической способности человека.


Сочинения:

1. Полн. собр. соч., т. 1–2. М., 1911;

2. Критика и эстетика. М., 1979;

3. Избр. статьи. М., 1984.


Литература:

1. Лясковский В. Братья Киреевские, жизнь и труды их. СПб., 1899;

2. Манн Ю. Русская философская эстетика. М., 1969;

3. Мюллер Э. Киреевский и немецкая философия. – «ВФ», 1993, № 5;

4. Rouleau F. Ivan Kiréievski la naissance du slavophilisme. Namur, 1990.

B.H.Катасонов

Рекомендуем прочитать