ХЭ ТУ и ЛО ШУ

ХЭ ТУ и ЛО ШУ («План (карта) [из Желтой] реки» и «Письмена (документ) [из реки] Ло») – нумерологические (сян шу чжи сюэ) пространственно-числовые (троично-пятеричные) схемы, «магический крест» и магический квадрат соответственно, образованные по квадратно-девятиклеточной модели «канона» (цзин), в качестве универсальных методологических матриц использовавшиеся для представления любых понятийно-образных категорий китайской философии и науки, но прежде всего символов и чисел «Чжоу и»; в эпоху Сун (11–13 вв.) они легли в основу обязанного им своим именем нумеролого-методологического «учения о планах и письменах» (ту шу чжи сюэ). В религиозно-мифологических представлениях Хэ ту и Ло шу выступали в качестве магических символов, изначально определивших культурное развитие и своим новым появлением знаменующих наступление вселенской гармонии и общественного благоустройства.

Словосочетание «Хэ ту» встречается уже в «Шу цзине» (гл. 50/52), но его точное значение там трудноопределимо. Конфуций видел в Хэ ту благое знамение («Лунь юй», IХ, 8/9). В приписываемой ему философской части «Чжоу и» – «Си цы чжуани» («Комментарий привязанных слов», 4 в. до н.э.) Хэ ту и Ло шу определяются как «образцы для совершенномудрых (шэн) людей». В «Гуань-цзы» (гл. 20) появления Хэ ту и Ло шу причислялись к предзнаменованиям, по которым прежде люди «постигали предопределение (мин)». Лю Синь (1 в. до н.э. – нач. 1 в. н.э.) отождествил Хэ ту с восемью триграммами, а Ло шу – с кратким изложением содержания предельно схематизированной и методологизированной главы «Хун фань» («Величественный образец») «Шу цзина». Ян Сюн (1 в. до н.э. – нач. 1 в.) сообщил легенду, согласно которой мифический создатель китайской цивилизации Фуси увидел Хэ ту на боках «дракона-коня», появившегося из Желтой реки (Хуан-хэ), а Ло шу – на панцире чудесной черепахи из реки Ло (Ло-шуй) и вдохновился этими знаками на создание восьми триграмм. В «Хань шу» («История [династии] Хань», 1 в.), в главе «У син чжи» («Трактат о пяти элементах»), представлена версия, согласно которой Фуси на основе Хэ ту создал восемь триграмм, а основатель династии Ся, культурный герой Юй (23 в. до н.э.) использовал письмена на панцире черепахи из реки Ло, сформулировав «девять разделов» текста «Хун фань». В эпоху Хань (3 в. до н.э. – 3 в. н.э.) существовали апокрифические сочинения «Хэ ту» в девяти главах (пянь) и «Ло шу» в шести главах (указанные числа имеют в данном случае характеризующее их нумерологическое значение).

Даосский наставник Чэнь Туань (? – 989), комментируя символы и числа «Си цы чжуани» с помощью пространственной структуры «девяти дворцов» (цзю гун), включающей в себя числа от 1 до 9 и 8 триграмм, и соответствующих пяти элементам числовых пар 1–6, 2–7, 3–8, 4–9, 5–10, описал «драконовый план» (лун ту), охватывающий Хэ ту и Ло шу. Следуя за ним, Лю My (11 в.) разделил эти схемы и дал им соответствующие названия, а Чжу Чжэнь (1072–1138) представил в стандартном изображении. Ученый и нумеролог Цай Юаньдин (1135–98), воспринявший эту традицию, полагал, что первоначально Хэ ту и Ло шу изобразил потомок Конфуция Кун Аньго (2 в. до н.э.), за которым последовали Лю Синь и Шао Юн, выдвинувший тезис об универсальной первичности чисел, а затем и Лю My. Вместе с тем он указал на то, что в версии Лю My – Чжу Чжэня названия схем переставлены местами. Цай Юаньдин осуществил обратную перестановку, которую воспринял его единомышленник Чжу Си, канонизировавший ее в классическом трактате «Чжоу и бэнь и» («Коренной смысл «Чжоуских перемен»»).

В 17 – нач. 18 в. Хуан Цзунси и Ху Вэй оспаривали интерпретацию этих схем, представленную Чжу Си. В 20 в. Гао Хэн обосновал предположение, что в древности под названиями «Хэ ту» и «Ло шу» фигурировали некие трактаты по географии.


Хэ ту и Ло шу представляют собой стандартные нумерологические матрицы, в основе которых лежит «канон» (см. Цзин вэй), т.е. девятиклеточный квадрат. Хэ ту занимает в нем пять клеток, каждой из которых соответствует пара чисел натурального ряда от 1 до 10. Числа в парах различаются на 5 (1 и 6, 2 и 7 и т.д.). Первая пятерица (1, 2, 3, 4, 5) суть «порождающие числа» (шэн шу), вторая (6, 7, 8, 9, 10) – «формирующие числа» (чэн шу). Эти числовые элементы Хэ ту могут быть соотнесены с восемью триграммами, пятью элементами, пятью сторонами света и др. категориальными комплексами. Ло шу представляет собой девятиклеточный квадрат как таковой, генетически соотносящийся с аналогичной структурой древнейшего ритуального помещения – «пресветлого престола» (мин тан) и в то же время выступающий в качестве своеобразной «математической машины»: складывая соседние числа против хода часовой стрелки и каждый раз используя в качестве первого слагаемого полученную сумму, имеем следующее по порядку число: 1 + 6 = 7; 7 + 2 = 9 и далее, сбрасывая с суммы десяток: 9 + 4= 13; 13 – 10 = 3; 3 + 8 = 11; 11 – 10= 1. Существует вариант Ло шу, расширенный до квадрата 8 × 8 с магической константной суммой 260 и заполняемый 64 гексаграммами. 

Схема Хэ ту соотнесена с порядком триграмм по Фуси (см. Гуа) – «преднебесным» (сянь тянь, см. Тянь, Шао Юн), т.е. генотипическим, априорным; Ло шу – с порядком триграмм по Вэнь-вану – «посленебесным» (хоу тянь), т.е. фенотипическим, апостериорным. Обе схемы представляют собой формальный аппарат, позволяющий вводить в него любую информацию (космологические объекты, отрезки времени, звуки, цвета, части тела, акупунктурные каналы и точки, парафизиологические органы, алхимические элементы и т.п.) и оперировать ею согласно их внутренним закономерностям. На их традиционных изображениях кружки соединены отрезками, отражающими структуру числа (напр., 8 представлено как две четверки или четыре двойки, 5 – как 3 и 2 и т.д.), что также учитывается при практическом применении схем. 


Литература:

1. Фалев А.И. Классическая методология традиционной китайской чжэньцзю-терапии. М., 1992;

2. Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М., 1994;

3. Чжу Бокунь. И-сюэ чжэсюэ ши (История ицзинистической философии), т. 2. Пекин, 1988, с. 7–57;

4. Cheng Chin-te. On the Mathematical Significance of the Ho Thu and Lo Shu. – «American Mathematical Monthly» (Menasha, Buffalo), 1925, N 32;

5. Camman S. The Evolution of Magic Squares in China. – «Journal of American Oriental Society» (Ν. Υ. – New Haven), 1960, v. 80;

6. Id. The Magic Square of Three. – «History of Religions» (Chi.), 1961, v. 1, N 1;

7. Berlung L. The Secret of Lo Shu. Lund, 1990.

А.И.Кобзев

Рекомендуем прочитать