КАТКОВ

КАТКОВ Михаил Никифорович [1(13) февраля 1818, Москва – 20 июля (1 августа) 1887, с. Знаменское Подольского у. Московской губ.] – русский философ, публицист, общественный деятель. Из семьи мелкого чиновника. В 1834–38 учился на словесном отделении Московского университета. В середине 1830-х гг. вошел в кружок Н.В.Станкевича. Увлечение мистицизмом сблизило его с М.А.Бакуниным. Увлекался философией Шеллинга и Гегеля. Сотрудничал в «Московском наблюдателе» (1838–39) и «Отечественных записках» А.Краевского (1839–40). В первых статьях «О русских народных песнях», «Об истории древней русской словесности Максимовича», написанных в патриотическом духе, пытался применить основные принципы философии истории Гегеля. В конце 1840-х гг. уезжает в Берлин, где посещает лекции Шеллинга. По возвращении в Россию в 1843 происходит его разрыв с В.Г.Белинским. В 1845 защитил диссертацию «Об элементах и формах славяно-русского языка», до 1850 – адъюнкт на кафедре философии Московского университета, преподавал логику и историю философии, построенную на основных идеях философии откровения Шеллинга. С 1851 – редактор «Московских ведомостей».

Эклектичность, стремление связать идеи Гегеля и позднего Шеллинга характерны для его основного философского сочинения «Очерки древнейшего периода греческой философии» (М., 1853). С 1856 вместе с А.В.Станкевичем, Е.Ф.Коршем, П.Н.Кудрявцевым, П.М.Леонтьевым, а с 1858 самостоятельно издавал журнал «Русский вестник» умеренно либерального направления. В этот период Катков – дворянский либерал, англоман, убежденный сторонник буржуазных реформ: выступал за отмену крепостного права, судебную реформу и свободу печати. В то же время возрастало его враждебное отношение к философскому материализму и революционному демократизму; его оппоненты – Н.Г.Чернышевский, А И.Герцен. Катков полемизирует с журналом «Современник», обвиняя его в нигилизме. В «Русском вестнике» (апрель 1861) поместил статью П.Д.Юркевича «Из науки о человеческом духе», содержавшую резкую критику материализма и в частности работы Чернышевского «Антропологический принцип в философии», что явилось началом философской дискуссии 1860-х гг. В 1863 совместно с П.М.Леонтьевым возглавлял «Московские ведомости». Во время Польского восстания 1863 занял шовинистическую позицию. С этого времени отходит от позиции умеренного либерализма в сторону консерватизма, а с конца 1870-х гг. занимает реакционную позицию. Обвинил в убийстве Александра III марта 1881 демократическую интеллигенцию и поляков. Выступал с резкой критикой либерализма и либеральных реформ.


Сочинения:

1. Собр. статей по польскому вопросу, в. 1–2. М., 1887;

2. Наша учебная реформа. М., 1890;

3. Собр. передовых статей «Московских ведомостей» (1863–87). М., 1897–98.


Литература:

1. Любимов И.А. М.Н.Катков и его историческая заслуга. СПб., 1889;

2. Сементковский Р.И. M.H.Катков. Его жизнь и литературная деятельность. СПб., 1892;

3. Зайончковский П.А. Российское самодержавие в кон. 19 столетия: Политическая реакция 80 – нач. 90-х гг. М., 1970;

4. Твардовская В.А. Идеология пореформенного самодержавия (М.Н.Катков и его издания). М., 1978.



Архивы:

1. РГАЛИ, ф. 262;

2. ГАРФ, ф. 1718;

3. ОР РГБ, ф. 120.

И.Ф.Худушина





Рекомендуем прочитать