КАРСАВИН

КАРСАВИН Лев Платонович [30 ноября (12 декабря) 1882, Петербург – 20 июля 1952, концлагерь Абезь, Коми АССР] – русский историк-медиевист, философ и богослов. В дореволюционный период занимался исследованиями религиозной истории и культуры западного Средневековья, принадлежал к исторической школе И.М.Гревса в Петербургском университете. Наряду с конкретными штудиями францисканства, а также сект и ересей 12–13 вв. развивал общие концепции культурфилософии и методологии истории, где ставились задачи целостной реконструкции мировоззрения, поведения и образа жизни человека определенной эпохи и в большой мере предвосхищались подходы современной культурологии – «исторической антропологии» на Западе, А.Я.Гуревича и его школы в СССР. В годы революции происходит постепенный поворот Карсавина от медиевистики – через проблемы теории и философии истории – к религиозной метафизике. В 1921– 22 его работы подвергаются грубым нападкам советской прессы, и осенью 1922 его высылают в Германию в составе большой группы известных философов, ученых и общественных деятелей.

В 1922–26 Карсавин живет в Берлине, читает лекции в Религиозно-философской академии и Русском научном институте, выпускает ряд крупных философских трудов («Философия истории», 1923; «Джордано Бруно», 1923; «О началах», 1925). В 1925–29 он сотрудничает с Евразийским движением, один из его ведущих идеологов и теоретиков; живя в 1926–28 во Франции, в Кламаре (близ Парижа), он входит в число лидеров «кламарского евразийства» – левого, пробольшевистского крыла движения (хотя, в отличие от других лидеров, его пробольшевизм ограничивается лишь некоторыми идейными тенденциями). В 1928 Карсавин переезжает в Литву, получив кафедру истории в Каунасском университете. Придав зрелую, четкую форму своей метафизике в трудах «О личности» (1929) и «Поэма о смерти» (1931), он возвращается к истории; главная работа 1930-х гг. – написанная по-литовски многотомная «История европейской культуры» (т. 1–5. Каунас, 1931–37, не завершена). Стремясь быть с Россией, Карсавин не уезжает на Запад из Литвы ни в 1940, ни в 1944, однако не приемлет и советского марксизма и тоталитаризма, ведет себя независимо и летом 1949 арестовывается. Заболев туберкулезом в тюрьме, он был направлен в инвалидный лагерь, где до последних дней писал религиозно-философские труды и беседовал с узниками, передавая свое учение.

Учение Карсавина – система христианской метафизики, принадлежащая, вместе с философией С.Л.Франка, к той линии постсоловьевской метафизики всеединства, в которой базисная концепция всеединства строится под влиянием Николая Кузанского. Однако в отличие от Франка, Карсавин опирается у Кузанца не на апофатические идеи непостижимого, ученого незнания и т.п., но на конструктивную интуицию contractio, стяженного. Эта идея делается основой сложной конструкции всеединства как иерархии «моментов» разных порядков, в которой моменты высшие стяженно, несовершенно актуализуются в низших. Этот структурный принцип всеединства подчинен у Карсавина динамическому принципу триединства, троичной парадигме становления и развития: всеединство выступает как статичный аспект, «остановка и покой», «моментальный срез» триединства. Связь с онтологией и догматикой христианства устанавливает постулат о тождестве совершенного триединства, Бога и личности; несовершенными же реализациями триединства и всеединства признаются любые субъекты развития – индивиды, социальные группы, нации, церкви... Коллективные субъекты Карсавин именует «симфоническими личностями», и их анализ на базе иерархической модели всеединства (имплицирующей и особую концепцию времени и «всевременности») составляет основу его социальной философии и философии истории. Целокупный же мир связан с Богом как несовершенство с совершенством, причем первое есть «тварь», получающая бытие от второго в акте творения. Наделение твари бытием – самоотдача и жертвенная смерть Бога, акт любви Его к твари; тварь же имеет сутью своего бытия – ответный жертвенный акт, в котором она свободною волей возвращает бытие Богу, принимая смерть и обретая жизнь-чрез-смерть, пакибытие в Боге. Т.о., метафизика всеединства выступает как философия любви, смерти и жертвы; аффективные и экзистенциальные начала вводятся непосредственно в онтологию, в чем мысль Карсавина оказывается созвучна современной феноменологической, диалогической и экзистенциальной философии. Эти тенденции отразились и в том, что две из основных философских книг Карсавина «Noctes Petropolitanae» (1922) и «Поэма о смерти» – тексты лирико-философского, исповедального стиля.

Опубликованные в малодоступных изданиях, сложные по идейной и стилистической фактуре, философские сочинения Карсавина лишь недавно начали издаваться и изучаться; многие черты его философии вызывают сегодня интерес, и внимание к ней растет; в разных странах проходят Карсавинские чтения (Вильнюс, 1989; Санкт-Петербург, 1991, 1996; Дижон, 1996).


Сочинения:

1. Религиозно-философские сочинения, т. 1. М., 1992;

2. Философия истории. СПб., 1993;

3. Малые соч. СПб., 1994;

4. О началах (Опыт христианской метафизики). – Соч., т. 6. СПб., 1994;

5. Основы средневековой религиозности. – Там же, т. 2. СПб., 1997.


Литература:

1. Зеньковский В.В. История русской философии, т. 2, ч. 2. Л., 1991;

2. Лосский H.О. История русской философии. М., 1991;

3. Ванеев А.А. Два года в Абези. В память о Л.П.Карсавине. Брюссель, 1990;

4. Штейнберг А.З. Друзья моих ранних лет (1911–1928). Париж, 1991.

С.С.Хоружий











Рекомендуем прочитать