КАРАИМЫ

КАРАИМЫ – приверженцы направления в иудаизме, сформировавшегося в 8 в. на территории Багдадского халифата. Основоположник караимства Анан бен Давид и его последователи утверждали, что составители Талмуда (свода комментариев и толкований к Священному Писанию) и их последователи (раввинисты) исказили смысл Писания и призвали к изучению непосредственно текста Библии (отсюда и название «чтецы»), с тем, чтобы руководствоваться только прямыми ее положениями. Их называли еще «караиты», «бне-микра» (сыны Писания). На караимских идеологов 10–11 вв. (ал-Басир, Иошуа бен Иуда) оказало большое влияние рационалистическое направление мусульманской религиозной философии «калам», стремившееся к философскому пониманию ислама. Караимы полагали, что рациональное познание Бога должно предшествовать вере в Откровение. Человек обладает свободой воли, но Бог предвидит, какой выбор будет сделан. Десять заповедей (см. Декалог) – это средство, с помощью которого Бог ведет человека по жизни. Закон морали обязателен не только для человека, но и для Бога. Позднее караимы в значительной степени восприняли идеи философии Аристотеля, разработанные в еврейской среде раввинистом М.Маймонидом (12 в.). Но вместе с тем высказывалось мнение (Аарон бен Иосиф, Аарон бен Элия – 14 в.), что языческий аристотелизм во многом противоречит библейскому учению, в то время гак калам ему соответствует. Благодаря трудам раввинистов Саадии Гаона (10 в.) и, особенно, Маймонида влияние караимства пошло на убыль. Сегодня численность караимов в мире 10– 15 тыс. человек, на территории бывшего СССР – 5 тыс.


Литература:

1. Гаркави А.Я. Исторические очерки караимства. СПб., 1887;

2. Вихнович В.Л. Караим Авраам Фиркович. Еврейские рукописи. История. Путешествия. СПб., 1997;

3. Апсоrі Zvi. Karaites in Byzantium. Ν. Υ. Jerusalem, 1959;

4. Schur N. History of the Karaites. Fr./M., 1992;

5. Idem. The Karaite Encyclopedia. Fr./M., 1995.

В.Л.Вихнович











Рекомендуем прочитать