КАМЮ

КАМЮ (Camus) Альбер (7 ноября 1913, Мондови, Алжир – 4 января 1960, Вильблевен, Франция) – французский писатель и мыслитель, близкий к экзистенциализму. Лауреат Нобелевской премии (1957). Из семьи сельскохозяйственного рабочего, жившего в Алжире. Учился на философском факультете Алжирского университета. В 1938 переехал в Париж. Участник движения Сопротивления.

Хотя сам Камю отказывался называть себя экзистенциалистом, он разделял основные идеи этого философско-эстетического течения в целом и одного из его лидеров – Ж.-П.Сартра. Специфику его позиции составил отход от экзистенциалистской точки зрения на природу как нечто изначально враждебное человеку. Морализаторский, проповеднический пафос, которым отмечены его сочинения, позволил Камю снискать славу «совести либерального Запада». В наибольшей степени в его творчестве проявляется характерная для экзистенциализма тенденция к стиранию границ между философией и искусством. Камю продолжает традиции французской эссеистики, восходящие к Вольтеру, Дидро, Монтеню, Ларошфуко. Существенное влияние на него оказали идеи Кьеркегора, Ницше, Хайдеггера, Шестова, творчество Достоевского, Кафки.

Взгляды Камю претерпели значительную эволюцию. Внимание начинающего автора сосредоточено на онтологических и гносеологических проблемах. Анализ понятий бытия, существования, случайности, свободы приводит его к выводам о тотальной абсурдности существования, изначальном и непреодолимом конфликте между людьми, свободе как имманентно присущем человеку состоянии. В этическом плане эти положения выливаются в концепцию имморализма, нашедшую свое художественное выражение в пьесе «Калигула» (Caligula, 1938). Проблемам абсурдизма и индивидуализма посвящена его повесть «Посторонний» (L’étranger, 1942). В «Мифе о Сизифе» (Le Mythe de Sisyphe, 1942) Камю рассматривает модели поведения героев, признаваемых абсурдными, – Дон Жуана, актера, творца.

В годы войны и первые послевоенные годы в центре эстетики Камю оказывается проблематика бунта во всех его ипостасях. Лейтмотивом эссе «Бунтующий человек» (L’homme révolté, 1951) является тезис «я бунтую, следовательно, мы существуем» (парафраз декартовского cogito ergo sum). Бунт имеет две формы выражения – революционную деятельность и творчество. Предпочтение Камю отдает второй его ипостаси – творчеству, искусству. Политической революции он противопоставляет революцию культурную, подчеркивая ее этический, гуманистический характер. Вслед за Сартром он выдвигает новое для экзистенциалистской эстетики положение об ангажированности литературы. Тема человеческой солидарности, совместной борьбы против зла – магистральная для «Писем к немецкому другу» (Lettres à im ami allemand, 1943–44), повести «Чума» (La peste, 1947) и пьесы «Осадное положение» (L’État de suège, 1948), «Речи в Швеции» (Discour de Suède, 1958) при вручении Нобелевской премии. Однако установка на позитивные ценности сочетается с пессимистической уверенностью в том, что зло непобедимо, его торжество можно лишь отсрочить, бациллы чумы не умирают.

В годы, непосредственно предшествовавшие трагической гибели Камю в автомобильной катастрофе, его пессимизм усиливается. На примере Кламанса, героя повести «Падение» (La chute, 1956), Камю показывает, что человек порочен по своей природе и неисправим, поэтому для него нет ни выхода, ни надежды.

Во 2-й пол. 1950-х гг. Камю инсценировал повесть У.Фолкнера «Реквием по монахине» (1957) и роман Ф.Достоевского «Бесы» (1959), планировал создать собственный театр и заняться режиссурой. Многие его замыслы (пьеса о Дон Жуане, эссе о любви) так и остались нереализованными либо незавершенными (роман «Первый человек»).


Сочинения:

1. Théâtre, récits, nouvelles. P., 1962;

2. Essais. P., 1963;

3. в рус. пер.: Миф о Сизифе. – В кн.: Сумерки богов. М., 1989;

4. Бунтующий человек. М., 1990;

5. Счастливая смерть (и др. произведения). М., 1993;

6. Избр. произв. М., 1993.


Литература:

1. Великовский С.И. Грани «несчастного сознания». Театр, проза, философская эссеистика, эстетика А.Камю. М., 1973;

2. Фокин С. Альбер Камю. Роман. Философия. Жизнь. СПб., 1999;

3. Grenier G. Albert Camus. P., 1968;

4. Crochet M. Les mythes dans l’oeuvre de Camus. P., 1973;

5. Lottmann H. Albert Camus. P., 1978;

6. Albert Camus. Reinbeck bei Hamburg, 1992.

H.Б.Маньковская

Рекомендуем прочитать