ЮКТИДИПИКА

«ЮКТИДИПИКА» (санскр. «Yukti-dīpikā» – «Светильник логического дискурса») – комментарий к «Санкхья-карике», открытый и впервые изданный в 1938 П.Чакраварти. Хорошее знание автором «Юктидипики» Бхартрихари и Дигнаги, наряду с отсутствием знакомства с текстами Дхармакирти, позволяет отнести его произведение к 6–7 вв. «Юктидипика» является основным источником по предклассической санкхье, т.к. содержит сведения о Паурике, Панчадхикаране, Патанджали (не йогин), Варшаганье, его «свите» и Виндхьявасине, а также анонимные пассажи «учителей санкхьи», демонстрируя, в чем Ишваракришна солидаризировался, а в чем дистанцировался от своих предшественников. Более чем кто-либо другой из комментаторов к «Санкхья-карике» автор «Юктидипики» уделяет внимание полемике с буддистами, с ведантистами и вайшешиками, а начиная с истолкования уже первой карики задается целью выявить все теоретически возможные возражения против санкхьяиков, с тем чтобы обстоятельно на них ответить. В «Юктидипике» систематизируются 11 признаков аутентичной философской науки-шастры, воплощенной в тексте (доказывается их наличие в «Санкхья-карике»): краткие положения, указывающие на основные топики; дискуссия по источникам знания (праманы); обсуждение «частей» материала изложения; описание основных положений в «полноте»; обсуждение сомнений относительно основоположений системы; обсуждение специальных проблем; наличие кратких дефиниций, а также развернутых определений; обсуждение базовых принципов системы в последовательности; обсуждение терминологии; выявление практических результатов следования системе. Наличие этих параметров свидетельствует о метафилософском и науковедческом дискурсе, но также и о законченно формалистски-схоластическом понимании философии. По мнению первооткрывателя «Юктидипики», ее автор был не только философом, но и грамматистом «школы Панини».

Издания:

1. Yukti-dīpikā. The Most Significant Commentary on the Sāṃkhya-kārikā Critically ed. by A.Wezler and Sh. Maotegi, v. 1. Stuttg., 1998.

В.К.Шохин

Рекомендуем прочитать