ЯМВЛИХ

ЯМВЛИХ (Ἰάμβλιχος – транскрипция сирийского или арамейского yamliku «он царь») из Халкиды (Сирия) (не позже 280, вероятно в 245, – ок. 325) – античный философ-неоплатоник, ученик пифагорейца Анатолия, ученик, а затем оппонент Порфирия. Находился под сильным влиянием пифагореизма и Халдейских оракулов, соединял философскую разработку проблем платонизма с интенсивно разрабатывавшейся им теургией. Школа Ямвлиха в Апамее, в которой систематически отправлялся языческий религиозный культ, понимаемый как необходимая часть школьной жизни, впервые в позднем платонизме была учреждена как замкнутый самодовлеющий организм, сознательно противопоставленный христианству и закрытый для него. Для школьного обихода Ямвлих составил компилятивный «Свод пифагорейских учений в 10 кн.» (до нас дошло пять: «Жизнь Пифагора», «Увещание к философии (Протрептик)», «Об общей математической науке», «Комментарий к Введению Никомаха», «Теологумены арифметики»), комментарии к Платону, из сочинений которого были выбраны 12 канонических (см. Афинская школа), и Аристотелю (сохранились фрагменты комментариев к «Федру», «Тимею» и «Пармениду», отдельные замечания из комментариев к «Алкивиаду I», «Федону», «Филебу», «Софисту»; есть свидетельства о комментариях Ямвлиха к «Категориям», «Аналитике I», «Об истолковании» и к трактату «О небе»), а также сочинения «О богах», «О речи Зевса в «Тимее»», «Халдейская теология», «Платонова теология», «О символах», фрагменты трактата «О душе» и др. Ямвлиху принадлежит также сочинение «О египетских мистериях» (в 10 кн.), в котором в ответ на «Письмо Анебону» Порфирия он защищает теургию, надев маску египетского жреца Абаммона.

Ямвлих осуществил школьную разработку неоплатонической доктрины. В Едином Плотина он различает единое полностью неизреченное и просто единое, или «благо», которое через противоположности предела и беспредельного соединено с единым-сущим. В сфере ума (нуса) Ямвлих твердо различает намеченную Плотином и развитую Порфирием триаду бытие – жизнь – ум, т.е. мыслимое (бытие), мыслящее (ум) и тождество того и другого – жизнь, которая в триаде помещена между полюсами «немыслящего» бытия и «не-сущего» мышления. Т.о., наряду с «умопостигаемым космосом» Ямвлих вводит «космос мыслящий», объединяя их в сфере ума. Душа причастна уму в меру своей разумности и помещена над всеми внутрикосмическими душами как монада. Ямвлих строго отличал души людей, вечно связанные умопостигаемой природой, от душ животных и не допускал их взаимоперехода. Богов Ямвлих разделял на надкосмических, относя их к сферам сущего, ума и души, и внутрикосмических, деля последних на создающих, одушевляющих, сочетающих и сохраняющих. Ямвлих развивает учение о времени и вечности, полагая, что вечность есть мера умопостигаемого мира, а время – реальная сущность, истекающая от ума (тогда как пространство есть только врожденное свойство тел).

Ямвлих провел реформу неоплатонического комментария, суть ее в нахождении единственной «цели» (σκοπός) диалога, с которой согласуется все толкование, а также в установлении иерархии типов толкования, которая начинается с физической и этической интерпретации, восходит к математической и завершается метафизической. Под влиянием Ямвлиха сформировались Пергамская и Афинская школы неоплатонизма, авторитет его был чрезвычайно велик вплоть до флорентийской Академии в Италии 15 в.


Сочинения:

1.  De vita pythagorica, ed. L.Deubner. Lipsiae, 1937 (cur. U.Klein. Stuttg., 1975);

2.  Iamblichus. On the Pythagorean Way of Life, text, transl., and notes by J.Dillon and J.Hershbell. Atlanta, 1991, trad. franç, par L.Brisson et A.P.Segonds. R., 1996;

3.  Protrepticus, ed. H.Pistelli. Lipsiae, 1888, Stuttg., 1967 (индекс);

4.  De communi mathematica scientia liber, ed. N.Festa. Lipsiae, 1891 (cur. U.Klein. Stuttg., 1975);

5.  In Nicomachi arithmeticam introductionem liber, ed. H.Pistelli. Lipsiae, 1894 (cur. U.Klein. Stuttg., 1975);

6.  Theologumena arithmeticae, ed. V. de Falco. Lipsiae, 1922 (cur. U.Klein. Stuttg., 1975) (эти пять трактатов – соответственно 1, 2, 3, 4 и 7-я книги «Свода пифагорейских учений»);

7.  Les mystères d’Egypte, texte ét. et trad. par E. des Places. P., 1966;

8.  In Platonis dialogos commentariorum fragmenta, ed. with transl. and comm. by J.Dillon. Leiden, 1973;

9.  De anima, trad. par A.J.Festugière, in: La Révélation d’Hermès Tristmégiste, t. III: Les doctrines de l’âme, p. 177–264 (обширные примечания). Рус. пер.: Жизнь Пифагора, пер. и вступ. ст. Р.В.Светлова. СПб., 1997; пер. В.Б.Чернышевского. М., 1997;

10.  О египетских мистериях, пер. и вступ. ст. Л.Ю.Лукомского. М., 1995;

11.  Ответ учителя Абаммона на письмо Порфирия к Анебону, пер. И.И.Маханькова. – В сб.: Знание за пределами науки, сост. И.Т.Касавин. М., 1996.


Литература:

1.  Лосев А.Ф. История античной эстетики. Последние века, кн. 1. М., 1988, с. 122–301;

2.  Dalsgaard Larsen В. Jamblique de Chalcis. Exégète et philosophe, vol. 1–2. Aarhus, 1972 (Appendice Testimonia et fragmenta exegetica);

3.  Larsen B.D. La place de Jamblique dans la philosophie antique tardive, Places E. des, La religion de Jamblique. – De Jamblique à Proclus, Neuf Exposés suivis de Discussions, prép. par H.Dörrie, Vandoeuvres-Gen., 1975 (Entretiens sur l’Antiquité classique XXI), p. 1–26, 69–102;

4.  Steel C. The changing Self. A study on the Soul in later Neoplatonism: Iamblichus, Damascius, and Priscianus. Brux., 1978;

5.  Dillon J. Iamblichus of Chalcis. – ANRW II, 36.2, 1987, p. 862–909;

6.  O’Meara D. Pythagoras revived. Oxf., 1989;

7.  Nasemann В. Theurgie und Philosophie in Jamblichs «De mysteriis». Stuttg., 1991.

Ю.А.Шичалин 

Рекомендуем прочитать