ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ – комплекс вспомогательных дисциплин, позволяющих выверить эмпирическую базу и обоснованно построить теоретические концепции развития философского знания. Исторические и филологические науки во многом обязаны своими успехами надежной источниковедческой базе. Источниковедение в истории философии пока слабо разработано, хотя есть достижения в издании античных и средневековых авторов. Но по-прежнему доминирует анализ печатных изданий и гораздо реже – архивных и рукописных материалов. Привычная схема историко-философской работы должна быть пересмотрена и перестроена на основе современных методов структурного и семиотического анализа. Это предполагает расширение круга источников, которые обычно разделяют на четыре большие группы – вербальные, письменные, невербальные, смешанные. К первым относится звучащее слово, ко вторым – все, что выражено тем или иным письменно зафиксированным словом (рукопись, публикации, магнитофонная запись и др.). Среди источников – наиболее репрезентативны прижизненные издания трудов профессиональных философов, их рукописи. Но для историко-философской реконструкции важны и романы (напр., экзистенциалистов), публицистика и переписка. В историко-философской работе не следует игнорировать и другие источники – прежде всего памятники материальной и духовной культуры. Так, обратившись к русской иконе, Е.Н.Трубецкой и П.А.Флоренский смогли раскрыть особенности религиозного мировоззрения. Н.А.Бердяев на материале картин П.Пикассо сделал вывод о кризисе искусства в 20 в. Современные методы исторической реконструкции позволяют извлечь из разных произведений культуры скрытое содержание, без которого общая картина мировоззрения той или иной эпохи будет неполной. Чем шире база и совершеннее методика источниковедения, тем объективнее и глубже выводы пользующегося ею интерпретатора. К невербальным источникам относятся многообразные произведения культуры. Среди смешанного типа источников – такие произведения искусства, как иллюстрированные книга, музыкальные партитуры с текстом и др.

Разнообразие и разнохарактерность источников требуют новой методики их анализа. В отечественном источниковедении разработаны методы «комплексного источниковедения» (В.Янин), интегративного анализа источников (Б.Рыбаков) семиотики текстов (Ю.М.Лотман). Перспективным представляется использование методов герменевтики, ставшей методологией гуманитарных наук и характеристикой «универсального аспекта философии» (X.Г.Гадамер), понятий и методов истории искусств и иконологии (Э.Панофски) и др.


Литература:

1.  Бельчиков Н.Ф. Литературное источниковедение. M., 1983;

2.  Вагнер Г.К. Искусство мыслить в камне. М., 1990;

3.  Громов Μ.Η. О философской семантике архитектуры. Общественная мысль: исследования и публикации, вып. 2. М., 1990;

4.  Емельянов Б.В. Теоретические проблемы источниковедения философии. Л., 1980;

5.  Котков С.И. Лингвистические источники и история русского языка. М., 1980;

6.  Разработка проблем теоретического источниковедения в современной исторической науке 1980–1984 гг. М., 1985;

7.  Фарбосин В.В. Источниковедение и его метод: Опыт анализа понятий и терминологии. М., 1983;

8.  Янин В.Л. Очерки комплексного источниковедения. М., 1977;

9.  Koch W.A. Philosophie der Philologie und Semiotik. Bochum, 1986;

10.  Literature as Philosophy, Philosophy as literature, Ed. by D.G.Marshall. Iowa City, 1987;

11.  Mitchell W.J. Iconology: Image, Text, Ideology. Chi., 1986;

12.  Philosophy and the Visual Arts: Seeing and Abstracting, Ed. by A.Harison. Dordrecht, 1987.

Μ.Η.Громов, А.П.Огурцов

 

 

Рекомендуем прочитать