ИППОЛИТ РИМСКИЙ

ИППОЛИТ (Ἵππόλυτος, Hippolytus) Римский (ум. ок. 235 в Сардинии) – христианский богослов, церковный деятель, римский пресвитер, вставший в оппозицию к папе Каллисту (217–222) и его преемникам Урбану и Понтиану. Согласно ряду свидетельств, порвал с Римской церковью и был провозглашен своими последователями епископом Рима, став первым в истории антипапой. По преданию, был отправлен на рудники во время гонения императора Максимина и перед своей мученической смертью воссоединился с Церковью. Причислен к лику святых.

Ипполит – один из самых выдающихся христианских писателей своего времени, автор многочисленных литургико-канонических, догматических, полемических, экзегетических и исторических трудов, последний по времени римский христианский автор, писавший по-гречески. Наиболее значительное в историко-философском отношении произведение Ипполита – «Обличение всех ересей» (Κατὰ πάντων αίρέσων έλεγχος), известное также под названием «Философумена». Цель этого трактата – доказать, что источником ересей (прежде всего гностических учений) является языческая философия и мифология. Трактат содержит богатейший доксографический материал и является важнейшим источником по истории гностицизма. Ипполит разрабатывал учение о Троице, сложившееся в полемике с модализмом (учением, согласно которому Отец, Сын и Дух Святой являются модусами единой божественной субстанции) и отмеченное субординационистскими чертами. В христологии Ипполит настаивает на реальности человеческой природы Христа. Его трактат «О Христе и Антихристе» – наиболее известное сочинение на эту тему во всей патристической литературе – оказал огромное влияние на представления об Антихристе в позднейшей христианской, в т.ч. русской традиции; в частности, он до сих пор чрезвычайно популярен среди русских старообрядцев-беспоповцев. В своих многочисленных комментариях на библейские книги, из которых наиболее известен комментарий на Книгу Даниила, Ипполит следовал аллегорическому методу Александрийской школы. Ему принадлежит также «Апостольское предание» – свод правил, касающихся церковной литургической жизни Римской церкви в 3 в., и «Хроника», направленная против хилиазма.


Сочинения:

1.  Werke, Bd. 1–3, Lpz., 1897–1929;

2.  Commentaire sur Daniel, ed. G.Bardy, P., 1947 (Sources Chrйtiennes, т. 14);

3.  La Tradition apostolique..., ed. B.Botte, 2 ed., P., 1984 (Sources Chrйtiennes, t. 11 bis);

4.  Homйlies pascales I: Une homйlie inspirйe du traitй sur la Paque d’Hyppolite, P., 1950 (Sources Chrйtiennes, t. 27);

5.  в рус. пер.: Творения св. Ипполита, епископа Римского... Казань, 1898, вып. 1. Толкования на Книгу пророка Даниила, вып. 2. О Христе и Антихристе, О кончине мира, об Антихристе и втором пришествии Христовом (подложное), Против Ноэта, Слово на день Богоявления (репринт: Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 1997);

6.  О Христе и Антихристе. Апостольское предание. – в кн.: Отцы и Учители Церкви III века. Антология. М., 1996, т. 2, с. 208–260.


Литература:

1.  Писарев Л. Святой Ипполит, епископ Римский. Очерки его жизни и литературной деятельности. Казань, 1898;

2.  d’Ales A. La thйologie de Saint Hippolyte, 2 йd., P., 1929;

3.  Richard M. Hippolyte de Rome (Saint). – «Dictionnaire de spiritualitй» (P.), 1969, v. 7 (1), p. 531–571.

H.В.Шабуров

 

 

Рекомендуем прочитать