ИОАХИМ ФЛОРСКИЙ

ИОАХИМ ФЛОРСКИЙ (Калабрийский), Джоаккино да Фьоре (Joachimus Florensis, Gioacchmo da Fiore) (ок. 1132– 1202) – итальянский мыслитель. Монах-цистерцианец, ок. 1177 избран аббатом, ок. 1191 основал монастырь Сан-Джованни ин Фьоре как центр нового, Флорского ордена, откуда и получил свое прозвище. Этот аскет с репутацией личной святости, воспринимавшийся многими (напр., Данте) как пророк, навлекший на себя посмертное осуждение Латеранского собора 1215, создал мистико-диалектическую концепцию исторического процесса, выразившую глубокий кризис средневекового миропонимания. Эта концепция, разработанная в формах символического толкования Библии (в соч. «Согласование Нового и Ветхого заветов» – Concordia novi et veteris testamenti, 1519, «Пособие к Апокалипсису» – Enchiridion in Apocalypsin, 1527, и «Псалтирь десятиструнная» – Psalterium decem cordarum), исходит из деления всемирной истории на три «мировые состояния», или эры, соответствующие трем лицам христианской Троицы – Отцу, Сыну и Св. Духу. В продолжение ветхозаветной эры Отца бог раскрывается человеку как властный господин, а человек подчиняется ему как трепещущий раб; новозаветная эра Сына превращает эти отношения в отношения отца и дитяти; наконец, грядущая эра Св. Духа сообщает им полную интимность. Каждая эра исчерпывает свое содержание в одной и той же повторяющейся последовательности этапов, что позволяет умозаключать от прошедшего к будущему. Выявление эры Св. Духа должно начаться ок. 1260, после периода борьбы и искушений восторжествует любовь к бедности и начало духовной свободы; властная и притязательная церковь Петрова уступит свое место церкви Иоанновой, отказавшейся от ненужного бремени мирской власти и управляемой кроткими аскетами-бессребрениками; дух свободы, любви и мира победит насилие и устранит самую его возможность. Преображение человечества должно иметь место еще в рамках посюсторонней истории; этот момент делает учение Иоахима Флорского связующим звеном между древним хилиазмом и плебейскими ересями позднего средневековья.

Судьбы наследия Иоахима Флорского в течение 13 – нач. 14 в. были тесно связаны с францисканством, также учившим о «святой нищете»; создается обширная псевдоиоахимовская литература. Дольчино делает из его учения программу мятежа. Позднее идеи Иоахима Флорского повлияли на идеологию Кола ди Риенцо, а через него – на весь дух новоевропейского политического мессианизма; в эпоху Реформации они оказали воздействие на Мюнцера. Отголоски умозрения Иоахима Флорского можно усматривать в философском конструировании смысла истории у Гегеля, Шеллинга и особенно у польского мыслителя А.Цешковского («Nôtre Pére»), позднее у Вл.Соловьева и Бердяева. Полное отчуждение от его христианского контекста некоторые парадигмы утопизма Иоахима Флорского приобретают в тоталитарных системах мысли 20 в.


Сочинения:

1.  Tractatus super Quattuor Evangelis, ed. Ε.Buonaiuti. – «Fonti per la Storia d’Italia», LXVII, 1930;

2.  Expositio de Articulis Fidei, издал он же, та же серия, LXXVIII, 1936;

3.  Liber figürarum, ed. L.Tondelli, M.F.Reeves, ed. 2. ν. 1–2, Torino, 1953.


Литература:

1.  Стам С.М. Учение Иоахима Калабрийского. – В кн.: Вопросы истории религии и атеизма, т. 7. М., 1959;

2.  Grundmann Η. Studien über Joachim von Floris. Lpz., 1927;

3.  Idem. Neue Forschungen über Joachim von Fiore, Marb., 1950;

4.  Huck J.Ch. Joachim von Floris und die joahimitishe Literatur. Freib., 1938;

5.  Foberti F., Gioacchino da Fiore e il gioacchinismo antico e moderno. Padua, 1942;

6.  Reeves M. The Influence of Prophecy in the Later Middle Ages. A Study in Joachimism. Oxf., 1969;

7.  Russo F. Bibliografia gioachimita. Firenze, 1954.

С.С.Аверинцев

 

 

Рекомендуем прочитать