ИЛЬЕНКОВ

ИЛЬЕНКОВ Эвальд Васильевич (18 февраля 1924, Смоленск – 21 марта 1979, Москва) – философ, специалист по теории диалектики, истории философии, методологии наук о человеке.

В 1941 поступил в МИФЛИ. Участник Великой Отечественной войны. После окончания философского факультета МГУ и аспирантуры там же защитил в 1953 кандидатскую диссертацию «Некоторые вопросы материалистической диалектики в работе К.Маркса «К критике политической экономии»». С 1953 до своей смерти работал в Институте философии АН СССР. В 1968 защитил докторскую диссертацию «К вопросу о природе мышления».

Э.В.Ильенков (вместе с А.А.Зиновьевым) во многом определил ту тематику, в рамках которой осуществлялись интенсивные поиски в советской философской литературе 60– 80-х гг. 20 в. Он не просто основал влиятельную школу, а задал новый круг проблем и способов философствования. Многие отечественные философы этого времени были либо его непосредственными учениками, либо испытали серьезнейшее влияние его идей, которое не прекращалось и тогда, когда они разрабатывали собственные концепции и по каким-то вопросам вступали с ним в полемику.

При разработке метода восхождения от абстрактного к конкретному (на основе анализа метода «Капитала» К.Маркса) Э.В.Ильенков сформулировал проблему строения теоретической системы и ее генезиса на основе некоторой «клеточки». Он проанализировал связь метода восхождения с проблематикой диалектики логического и исторического и проблемой разрешения противоречий в теоретическом мышлении. Идеи Э.В. Ильенкова относительно диалектики абстрактного и конкретного, сформулированные в гегелевско-марксовской традиции, своеобразно предвосхитили разработку проблематики, которой западные специалисты по логике и методологии науки стали заниматься (в рамках традиции аналитической философии) полтора десятка лет спустя. Его разработка проблем ядра теории соприкасается с лакатосов-ским методом научных исследовательских программ, а развивавшаяся Э.В.Ильенковым критика философского эмпиризма сопрягается с тем, что позднее стало обсуждаться как проблема теоретической нагруженности эмпирического факта. Его идеи оказали большое влияние не только на собственно философские исследования, но и на такие научные дисциплины, как психология, в которой выдающийся отечественный ученый В.В.Давыдов создал оригинальную концепцию видов обобщения в обучении, соединив идеи Э.В.Ильенкова с традицией Л.С.Выготского.

Одна из основных проблем, над которой бился мыслитель – снятие картезианской дихотомии субъективного и объективного, сознания как чего-то чисто «внутреннего» и внешней реальности. В этой связи Э.В.Ильенков развивал идею о «тождестве бытия и мышления», имея в виду, что содержание мышления (и сознания вообще) характеризует не сознание, а саму реальную предметность. Эти идеи философа противоречили официальной трактовке «ленинской теории отражения», принятой в советской философии, за что он подвергался идеологической критике. В то же время можно обнаружить близость его идей к традиции «прямого реализма», влиятельной в философии 20 в. Одновременно Э.В. Ильенков подчеркивал, что реальность дается сознанию человека в формах его деятельности, развивая традицию Фихте, Гегеля и Маркса и давая философскую интерпретацию психологической теории деятельности, развитой отечественными учеными (С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев). В этом же контексте может быть понята концепция идеального, которое истолковывается Ильенковым как способность человека строить свою деятельность в согласии с формой любого другого тела, а также с перспективой изменения этого тела в ходе развития культуры. Последняя и является первоначальной формой бытия идеального, которое, таким образом, первоначально и исходно существует не в голове человека, не в его сознании, а в исторически развивающихся формах деятельности в культуре. Это дает ключ к пониманию и субъективных форм идеального, и человеческой личности. Его решение проблемы, снимающее традиционную философскую дихотомию психологизма и антипсихологизма, было также объявлено крамолой, так как не вписывалось в примитивный психологизм официального истолкования диалектического материализма. В то же время эта концепция оказала влияние на теорию и практику отечественной тифлосурдопедагогики, в частности, на исследование проблемы психического (личностного) развития слепоглухонемого ребенка (работы А.И.Мещерякова).

В последние годы жизни Э.В.Ильенков много внимания уделял вопросам продуктивной силы воображения, творческой фантазии (в том числе в связи с вопросами эстетической деятельности, искусства).

Идеи Э.В. Ильенкова вызвали интерес у ряда современных философов США, Канады, Финляндии и др. стран. Его работы издавались в Германии, Италии, Великобритании, Греции, Японии и др. странах.


Сочинения:

1. Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» Маркса. М., 1960;

2. Количество. – Философская энциклопедия, т. 2. М., 1962;

3. Об идолах и идеалах. М., 1968;

4. Диалектическая логика. М., 1974 (2-е изд. 1984);

5. Что же такое личность? «С чего начинается личность». М, 1979 (2-е изд. 1984);

6. Ленинская диалектика и метафизика позитивизма. М., 1979;

7. Искусство и коммунистический идеал. М., 1973;

8. Философия и культура. М., 1991.


Литература:

1. Философия не кончается. Из истории отечественной философии. 20 век, т. 2, 1960–80 (под ред. В.А.Лекторского). М., 1998;

2. Э.В.Ильенков: личность и творчество. М., 1999.

В.А.Лекторский

 

 

Рекомендуем прочитать