ИБН С̣АФВА̄Н


ИБН С̣АФВА̄Н Джахм Абӯ Мух̣риз (казнен 745) – арабо-мусульманский теолог, основатель и эпоним ранней школы калама – джахмизма. Родился в Самарканде, жил в Термезе, а затем в Куфе, где встретился с богословом Джа‘дом Ибн Дирхамом (ум. 742/743) и стал проповедником его идей. Вернувшись на родину, Джахм Ибн С̣афва̄н вел ожесточенные споры с не разделявшими его взгляды богословами, в т. ч. с видным комментатором Корана Мук̣а̄тилом Ибн Сулайма̄ном (ум. 767), известным своими  антропоморфистскими воззрениями. Позже принял участие в восстании против омейядского наместника Хорасана, был захвачен в плен и казнен в Мерве.

Вслед за своим учителем Джа‘дом Джахм Ибн С̣афва̄н отстаивал положение о сотворенности Корана во времени (противоположный тезис об извечности Корана станет господствующим в исламе), о невозможности приписывания Богу каких-либо антропоморфных характеристик и вообще отличных от Его сущности положительных атрибутов. Это учение о Боге оппоненты джахмитов связывали с их пантеистической тенденцией: отрицание нахождения Бога в определенном месте означает его всеприсутствие; Богу нельзя присвоить свойства какой-либо твари, ибо Он есть целокупность их всех. Джахм Ибн С̣афва̄н развивал крайнюю форму джабризма-фатализма, приравнивавшего действия человека к природным процессам. Для его эсхатологии характерен финитизм – будущие события (движения) не могут быть бесконечны, откуда следует отрицание вечности Рая и Ада (вопреки общепринятому в исламе мнению). Видными последователями Джахма Ибн С̣афва̄на были Д̣ира̄р Ибн ‘Амр (ум. 815), Бишр ал-Марӣсӣ (ум. 833) и его ученик ал-Х̣усайн ан-Наджжа̄р. Многие идеи джахмизма получили развитие в мутазилизме. Сочинения Джахма Ибн С̣афва̄на и его приверженцев не сохранились.


Литература:

1. ал-Асали Х. Джахм Ибн Сафван. Багдад, 1965;

2. Ess J. van. Dirar b.‘Amr und die «Gahmiya». – «Der Islam». (В.), 1967, 43, S. 241–79;

3. 1968,44, S. 1–70.

T.Ибрагим

 

 

Рекомендуем прочитать