ГВИЧЧАРДИНИ

ГВИЧЧАРДИНИ (Guicciardini) Франческо (6 марта 1483, Флоренция – 22 мая 1540, вилла Арчетри, ок. Флоренции) – итальянский социальный мыслитель, историк, политик. С 1498 изучал право во Флоренции, Ферраре и Падуе, с 1505 –  доктор и профессор гражданского права. Занимался адвокатской практикой во Флоренции, составил «Историю Флоренции» с 1378 по 1509 (Storie Fiorentine, 1508–09). В 1512–13 – посол при дворе Фердинанда Католика в Испании, затем на службе у папы Льва X, который назначает его правителем Модены (с 1516) и Реджо (с 1517); в 1522 возглавил оборону осажденной французами Пармы. В 1521–25 написал диалог «О государственном устройстве Флоренции» (Del reggimento di Firenze). В 1523–28 – правитель всей Романьи, военный министр у папы Климента VII. После sacco di Roma (разграбление Рима) в 1527 и в годы второй флорентийской республики (1527–30), отойдя от дел, упорядочивает «Политические и гражданские записки» (Ricordi politici е civili, 1512–30), пишет «Соображения о Беседах Макиавелли» (Considerazioni sui Discorsi del Machiavelli, 1530). В 1531–34 управитель и вице-легат Климента VII в Болонье, в 1534–37– советник герцога Алессандро Медичи во Флоренции. Пользуясь семейным и личным архивами и доступом к государственным документам, создает многотомную «Историю Италии» (Storia d’Italia, 1537–40) с элементами критики источников, в которой, следуя за изменениями сил в европейской политике, поместил события в Италии в международную перспективу.

Пуританская суровость, с юности трезвое отношение к миру при энергичной деятельности, неприязнь (внушенная отцом, гуманистом из круга М.Фичино) к лицемерию и распущенности духовенства сблизили Гвиччардини с культурным типом Северного Ренессанса и Реформации. Он завершает начатый его другом Макиавелли поворот флорентийской историко-политической мысли от антично-идеальных образцов к анализу реального явления. Подобно Леонардо да Винчи, Гвиччардини не ценит книжное знание, обобщения, правила и ищет опоры для практики в учете неповторимых обстоятельств, в неослабном усилии аналитического ума, в опыте. Абсурдно полагаться на идеальные нормы, раз «мир уже не такой, какой должен быть, а такой, какой есть». Природные добро и воля искажены глупостью, страстями и эгоизмом, превращающими человеческую массу в бешеное животное и провоцирующими в ответ государственное насилие. Мудрый правитель, одинаково далекий от деспотии и охлократии, восстанавливает мир, «дивное согласие», когда только и возможны благополучие, культурно-историческое творчество и сама жизнь людей. Всевластный случай правит историей, но ему равномощна целеустремленная чуткая воля. Сосредоточенность на поступках делает Гвиччардини историком отдельных личностей, в отличие от Макиавелли, ощущающего в социальном теле реальность особого рода, но Гвиччардини превзошел Макиавелли широтой и точностью описания. Ж.Боден назвал Гвиччардини «отцом исторической науки». Идущая от Гвиччардини традиция философского осмысления факта продолжена Монтескье, Вольтером, Гиббоном, Гегелем.


Сочинения:

1. Opere. Mil. – Napoli, 1953;

2. Storia d’Italia, ν. 1–3. Torino, 1971;

3. Carteggi, v. 1–17. Bologna – Roma, 1938–72;

4. в рус. пер.: Соч. M., 1934.


Литература:

1. Житомирская С.В. Политические воззрения Франческо Гвиччардини. М., 1945;

2. Бибихин В.В. Гвиччардини. – В кн.: Он же. Новый Ренессанс. М., 1998;

3. Caprariis V. de. Francesco Guicciardini: Delia politica alla storia. Bari, 1950;

4. Gilbert F. Machiavelli and Guicciardini: Politics and History in Sixteenth-Century Florence. Princeton, 1965;

5. Bondanella P.E. Francesco Guicciardini. Boston, 1976.

В.В.Бибихин

 

 

Рекомендуем прочитать