ГРАНОВСКИЙ

ГРАНОВСКИЙ Тимофей Николаевич [9 (21) марта 1813, Орел – 4 (16) октября 1855, Москва] – русский историк. В 1835 окончил юридический факультет Петербургского университета. В 1835–36 – член кружка Н.В.Станкевича. В 1836–39 готовился к профессорскому званию в университетах Берлина, Праги, Вены, испытал влияние немецких историков Л.Ранке, Ф.Савиньи, географа К.Риттера. В 1839–55 – профессор всеобщей истории, с мая 1855 – декан историко-филологического факультета Московского университета.

Грановский – идейный лидер московских западников, близок к В.Г.Белинскому, А.И.Герцену, Я.М.Неверову, активный участник полемики со славянофилами, критик теории официальной народности. В 1846 в результате идейного размежевания с Герценом, сторонником революционного радикализма, Грановский отдает предпочтение либеральному направлению русской мысли. Антирадикализм, толерантность, неприятие социализма, признание особой роли личности в истории – таковы основные моменты, которые позволяют отнести его к провозвестникам либерализма. Приверженец гегелевского метода, в лекциях Грановский открыто развивал положения о прогрессивном, поступательном и диалектическом характере процесса исторического развития, что вызывало крайнее раздражение у представителей официальной идеологии, в частности у М.П.Погодина и С.П.Шевырева.

Пристальное внимание Грановский уделял проблеме методологии истории, а также определению ее места и роли в развитии человечества. Главный смысл истории видел в «развитии духа рода человеческого», в просвещении. Считал, что история позволяет «постигать смысл современных явлений» и помогает «понять свое место в человечестве». Грановский разводил понятия философии истории, всеобщей истории и всемирной истории. Последняя – это фактическая история всех народов. Всеобщая история уже выводит вечные законы, которым подчиняются общества. С понятием всеобщей истории, или Истории, у Грановского связывается один из основополагающих мировоззренческих принципов – принцип единства исторического процесса, единства основных законов развития человеческого общества. Беспрецедентный общественный резонанс имели его публичные лекции, которые Герцен назвал «трибуной общественного прогресса». В 1-м курсе лекций (1843–44), рассматривавшем общие вопросы истории Средних веков Западной Европы, Грановский проводил идею закономерности прогрессивного характера исторического процесса. 2-й курс (1845–46) был посвящен сравнительной истории Англии и Франции. В последних публичных лекциях «Четыре исторические характеристики» (1851) рассматривался вопрос о роли личности в истории, о соотношении субъективного и объективного факторов. Принцип закономерности исторического развития допускает, по мнению Грановского, большое влияние субъективного фактора. Грановский стремился достичь максимальной объективности в оценках, рассматривая историческую личность в плане ее соответствия объективным потребностям исторического момента. Нарисовал яркие портреты Тимура, Александра Македонского, Людовика IX, Филиппа IV Красивого, Ф.Бэкона. Грановский считал, что «судьба государств не зависит от гениальных личностей: они могут быть лишь исполнителями необходимостей, лежащих в данных обстоятельствах», но в то же время не отвергал такого понятия, как историческая ответственность каждой личности. В речи «О современном состоянии и значении всеобщей истории» (1852) высказал идею единства философии истории и всеобщей истории, но, не принимая схематизма Гегеля, считал, что исторический процесс не может вместиться в рамки априорных логических построений. Высказывал также мысль о связи истории и естествознания.


Сочинения:

1. Полн. собр. соч., т. 1–2. СПб., 1905;

2. Т.Н.Грановский и его переписка, т. 1–2. М., 1897;

3. Лекции Т.Н.Грановского по истории средневековья. М., 1961;

4. Лекции Т.Н.Грановского по истории позднего средневековья. М., 1971;

5. Лекции по истории средневековья. M., 1986.


Литература:

1. Ветринский Ч. Т.Н.Грановский и его время. СПб., 1905;

2. Kapeeв H.И. Историческое миросозерцание Грановского, Собр. соч., т. 2. СПб., 1912;

3. Каменский З.А. Тимофей Николаевич Грановский. М., 1988;

4. Приленский В.И. Опыт исследования мировоззрения ранних русских либералов. М., 1995.

Архивы:

1. РГАЛИ, ф. 152;

2. ОПИ ГИМ, ф. 345;

3. ОР РГБ, ф. 84, 178.

И.Ф.Худушина

 

 

Рекомендуем прочитать