ГОНОРИЙ АВГУСТОДУНСКИЙ

ГОНОРИЙ АВГУСТОДУНСКИЙ (Honorius Augustodunensis) (ок. 1070 – после 1139) – влиятельный церковный автор, энциклопедист. Согласно недавней реконструкции его биографии (V.Flint, 1995), свои ранние годы провел в Англии, где входил в круг Ансельма Кентерберийского. Возможно, тогда его звали Генрих (Heinricus). В 1093–1109 переместился в Баварию, в Регенсбург – центр церковных реформ. Имперское значение города и церкви, где он служил, определило принятое им прозвище Августодунский (от престола Августа). Ок. 1133/34 становится монахом и принимает имя Гонорий. Многочисленные сочинения Гонория написаны для пастырей церкви, наиболее распространенное и значимое из них – «Elucidarius» («Просветитель») – излагает ортодоксальное учение католической церкви о Боге, церкви (включая рассуждения о природе зла, свободной воле, праведности священников), эсхатологии. Книга была сразу же переведена на несколько языков. В «Summa Gloria» («Высшая слава») власть священников признается выше королевской: императоры не могут назначать епископов, император избирается папой и клиром. Космологические трактаты «Imago Mundi» («Образ мира») и «Clavis Physicae» («Ключ к природе») разъясняют первые главы книги Бытия. Рассматривается христианский космос, первоэлементы, география мира, время и его измерение, человек как микрокосм. «Clavis Physicae» – умелая попытка сделать доступным сочинение «Перифюсеон» Иоанна Скота Эриугены. Литургические и экзегетические работы Гонория способствовали распространению идей Ансельма и Эриугены.


Сочинения:

1. MPL, t. 172;

2. Elucidarius, ed. Y.Lefèvre. P., 1954;

3. Clavis Physicae, ed. P.Lucentini. Roma, 1974;

4. Imago Mundi, ed. V.I.J.Flint. – Archives dʼhistoire doctrinale et littéraire du Moyen Age, 1982, 49.


Литература:

1. Crouse R.D. Honorius Augustodunensis: The Arts as Via ad Patriam. – Arts Libéraux et Philosophie au Moyen Age (Montréal – P., 1969);

2. Flint V.I. J. Honorius Augustodunensis of Regensburg. Ashgate, 1995.

В.В.Петров

 

Рекомендуем прочитать