ГОЛУБИНСКИЙ

ГОЛУБИНСКИЙ Федор Александрович [22 декабря 1797 (2 января 1798), Кострома – 22 августа (3 сентября) 1854, там же] – русский философ и богослов, создатель первой в России системы теистической философии. Окончил Московскую духовную академию (1818) и оставлен на кафедре философии бакалавром. С 1824 – ординарный профессор. В 1826–51 работал в Комитете духовной цензуры. В 1828 рукоположен в священники, служил в Сергиевом Посаде; с 1829 – протоиерей. За 36 лет преподавания в Академии прочитал целый цикл курсов: общее введение в философию, метафизика, онтология, гносеология, эмпирическая психология, нравственная философия, история философских систем. При жизни была опубликована лишь одна статья – «Первое письмо о конечных причинах» («Прибавления к творениям св. отцов», ч. 5, 1847). Основной корпус сочинений Голубинского издан посмертно, на основании записей священника В.Г.Назаревского и других его слушателей в Московской духовной академии («Лекции по умозрительному богословию», 1868; «Умозрительная психология», 1871; «Лекции философии», в. 1–4, 1884-86).

В центре философской системы Голубинского – учение о Бесконечном Существе. Теоретическими источниками ее были платонизм, святоотеческая традиция и сложный конгломерат идей западноевропейской философии, которую он знал очень глубоко. Под философией Голубинский понимал особое состояние духа, стремящегося к познанию истины. При этом строго различал знание философское и знание богословское, отнеся в «Общем введении в философию» к кругу проблем философии исследование деятельности человека, бытия природы и деятельности Существа Высочайшего: «Философия есть система познаний, приобретенных разумом (intellectus) под управлением ума (rationis) и при способствовании опыта, как внешнего, так и внутреннего, о всеобщих главнейших, существеннейших силах, – законах и целях природы внешней и внутренней, равно и о свойствах Виновника всех оных – Бога» («Лекции философии», 1884, в. 1, с. 37). Голубинский считается основателем московской школы теистической философии, среди его учеников и последователей – В.Д.Кудрявцев-Платонов, епископ Никанор, Алексей И.Введенский.


Литература:

1. Колубовский Я.Н. Материалы для истории философии в России. – «Вопросы философии и психологии», 1890, кн. 4;

2. Введенский А.И. Ко дню столетней годовщины рождения Голубинского. М., 1898;

3. Глаголев С.С. Протоиерей Федор Александрович Голубинский. Его жизнь и деятельность. Сергиев Посад, 1898;

4. Абрамов А.И. Кант в русской духовно-академической философии. – В кн.: Кант и философия в России. М., 1993.

А.И.Абрамов

 

 

Рекомендуем прочитать