ГО ЮЙ

«ГО ЮЙ» («Речи царств», «Рассказы о царствах», «Поучения царям») – первый в Китае неофициальный исторический трактат, отразивший процесс зарождения философской мысли; содержит высказывания государственных деятелей о природных явлениях и общественных событиях в восьми древнекитайских царствах («владениях» – го) эпохи Чжоу (в 10–5 вв. до н.э.). Бань Гу (1 в.) и ряд других китайских историков и мыслителей (Ван Чун, Вэй Чжао – 7 в.) определяли «Го юй» как «Чунь цю вай чжуань», т.е. как «внешний», вспомогательный, комментарий к каноническому конфуцианскому тексту «Чунь цю» – хронике древнекитайского царства Лу, родины Конфуция. «Го юй» приписывается ученику Конфуция Цзо Цюмину (кон. 6–5 вв. до н.э.), который считается также автором типологически и хронологически близкой «Цзо чжуани» (являющейся «внутренним», т.е. основным, комментарием к «Чунь цю»), где тем не менее иначе трактуются отдельные упомянутые в «Го юй» события. По современным данным, трактат составлен в 4–3 вв. до н.э. на основе более древних летописей и, вероятно, впервые опубликован в редакции Лю Сяна и его сына Лю Синя (1 в. до н.э. – 1 в. н.э.). Современный текст, состоящий из 21 цзюаня («свитка»), восходит к печатному изданию 1033. В «речах» «Го юй» высказаны положения, лежащие в основе учений различных философских школ – конфуцианства, мо цзя, даосизма, легизма, иньян цзя и других. Существует также мнение, что в «Го юй» представлена гл.о. конфуцианская политическая теория. Вместе с тем в трактате содержится, напр., древнейшее изложение основополагающего для китайской философии учения о силах инь ян, своим взаимодействием определяющих порядок «пневм (ци) Неба и Земли», т.е. единую цепь природных и социальных процессов. Продуктивная гармония (хэ) разнородных факторов, подобных инь и ян, противопоставлена бесплодному единству «однородного» (тун). В «Го юй», как и в «Цзо чжуани», отражена одна из ранних форм учения о «пяти элементах» (у син) – почве, металле, дереве, воде, огне, – лежащих в основе образования и упорядоченного существования всех вещей и явлений. Представления об инь ян, «трех светоносах» (солнце, луне и звездах), «пяти элементах» и т.п. синтезированы в образе «культуры» (вэнь), которая мыслится и в качестве совокупности главных человеческих достоинств: «осторожности» (си), «верности» (чжун), «благонадежности» (синь), «гуманности» (жэнь), «должной справедливости» (и), «мудрости» (чжи), «мужества» (юн), «просвещенности» (мин), «сыновней почтительности» (сяо), «великодушия» (шу), «уступчивости» (жан). В «Го юй» подчеркнута роль людей как важнейшей общекосмической силы и наряду с верой во всемогущее «небесное предопределение» утверждается, что «Небо следует за людьми, совершенномудрый – за Небом». В целом, чтобы быть успешными, «человеческие дела должны составлять триаду с Небом и Землей». В обществе и государстве главным условием этого является управление с помощью этико-ритуальных норм (ли) и «добродетели» (дэ).


Литература:

1. Древнекитайская философия, т. 1. М., 1972, с. 295–302;

2. Го юй («Речи царств»), пер., вступление и примечания В.С.Таскина. М., 1987;

3. Го юй, кн. 1, 2. Шанхай, 1979;

4. Koue yü. Discours des royaumes, tr. С. de Hartez. – «Journal Asiatique», 1893, ser. IX, t. 2; t. 3, 1894;

5. Imber A. Kuo yü. An Early Chinese Text and its Relationship with Tso Chuan. Stockh., 1975;

6. dʼHorman A. Guoyu. Propos sur les principautés Zhou-yu, compiled by R.Mathieu. P., 1985.

А.И.Кобзев

Рекомендуем прочитать