ГЕРМЕТИЗМ

ГЕРМЕТИЗМ религиозно-философское течение поздней античности. Получил наименование от имени Гермеса Трисмегиста (Трижды Величайшего), образ которого является продуктом греко-египетского религиозного синкретизма – отождествления египетского бога Тота с греческим богом Гермесом. Культ Тота – Гермеса получил широкое распространение в эпоху эллинизма, и с ним связана обширная литература по магии, алхимии, астрологии, народной медицине. В первые века н.э. возникает «философский» герметизм, представленный написанными по-гречески текстами т.н. Герметического корпуса, фрагментами, сохраненными Стобеем, трактатом «Асклепий», дошедшим в латинском переводе, и рядом текстов в составе библиотеки Наг-Хаммади. В сочинениях «философского» герметизма Гермес выступает не как бог, а как древний египетский пророк, обладающий знанием (гносис) благодаря откровению Верховного бога. Трактаты Герметического корпуса неоднородны, реконструировать на их основе единую герметическую систему невозможно. Наряду с влиянием среднего платонизма и стоицизма встречаются библейские реминисценции (хотя в целом герметическая религиозность имеет языческий характер), а также мотивы гностицизма.

Эскиз доктрины гностического типа содержится в «Поймандре» – первом трактате Герметического корпуса. Эта доктрина включает теологию (учение о божественной триаде: Бог=Ум=Отец=Свет, Сын=Слово, Ум=Демиург); космогонию, согласно которой от Света отделилась и пала вниз Тьма – материя, превратившаяся в четыре первоэлемента: воду, землю, огонь и воздух; антропогонию и антропологию (человек-архетип, образ и творение Бога Отца, влюбившись в собственное отражение в первородной влаге, ниспал в низший мир и соединился с Природой; от этого соития произошли люди, души которых божественны, а тела принадлежат низшему миру); наконец, сотериологию, предпосылкой которой является гносис – знание о своей божественности, а путем осуществления – восхождение души к Богу и слияние с ним.

В Средние века герметические учения в Западной Европе, Византии и у арабов служили обоснованием алхимии и астрологии. В 15–17 вв. в Западной Европе герметические тексты пользовались огромным авторитетом и рассматривались как древнейшее божественное Откровение, предваряющее как Моисея, так и Орфея, Пифагора и Платона. Влияние герметизма испытали М.Фичино, Пико делла Мирандола, Агриппа Неттесгеймский, Ф.Патрици, Д.Бруно, Т.Кампанелла и др. Уже после того, как И.Казобон в нач. 17 в. установил, что герметические тексты написаны не ранее 2 в. и не могли принадлежать мифическому Гермесу Трисмегисту, к ним проявляли интерес Р.Бойль и И.Ньютон. Герметизм сыграл определенную роль в становлении новоевропейской науки.

Источники:

1.  Hermetica. The Ancient Greek and Latin Writings which contain religious or philosophic teachings ascribed to Hermes Trismegistus, ed. with engl, transl, by W.Scott, v. 1–4. Oxf., 1924–36;

2.  Corpus Hermeticum, ed. par A.D.Nock, trad. par. A.J.Festugière, ò. 1–4, 4 éd. P., 1983; Hermes en Haute Egypte, par J.-P. Mahe, t. 1–2. Québec, 1978–82;

3.  в рус. пер.: Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада, сост., пер. К.Богуцкого. Киев – М., 1998 (пер. с франц. и англ. языков);

4.  Поймандр, пер. с греч. А.В.Семушкина. – В кн.: Человек как философская проблема: Восток-Запад. М., 1991, с. 249–255;

5.  Поймандр. Апокалипсис Асклепия, пер. с греч. и лат. Н.В.Шабурова. – В кн.: Знание за пределами науки: мистицизм, герметизм, астрология, алхимия, магия в интеллектуальных традициях 1–14 веков. М., 1996, с. 20 –26;

6.  Определения Гермеса Трисмегиста Асклепию, пер. с древнеарм. С.Аревшатяна. – «Вестник Матенадарана». Ереван, 1956, № 3, с. 298–314;

7.  Ямвлих. О египетских мистериях. М., 1995;

8.  Чаша Гермеса. Гуманистическая мысль эпохи Возрождения и герметическая традиция. М., 1996;

9.  Бруно Д. Изгнание торжествующего зверя. Самара, 1997.


Литература:

1. Тураев Б.А. Бог Тот. Лейпциг, 1898;

2. Зелинский Φ.Φ. Гермес Трижды Величайший. – В кн.: Он же. Из жизни идей. СПб., 1907, т. 3, с. 88–152;

3. Шабуров Н.В. Философия и миф в герметическом корпусе (Corpus hermeticum I, VI, IX). – В кн.: Из истории философского наследия древнего Средиземноморья. М., 1982, ч. 2, с. 120–134;

4. Он же. Откровение Гермеса Трисмегиста. – В кн.: Знание за пределами науки... М., 1996, с. 26–36;

5. Семушкин А.В. Литературный корпус греко-египетского философского синкретизма. – В кн.: Человек как философская проблема... М., 1991, с. 90 –106;

6. Герметизм и формирование науки, реферат. сб. М., 1983;

7. Reitzenstein R. Poimandres: Studien zur griechisch-ägyptischen und frühchristlichen Literatur. Lpz., 1904;

8. Reitzenstein R., ShaederH.H.Studien zum antiken Synkretismus aus Iran und Griechenland. Lpz. – В., 1926;

9. Kroll J. Die Lehren des Hermes Trismegistos. Münster, 1928;

10.  Festugière A.J. La révélation d’Hermès Trismégiste, v. 1–4. P., 1950–54;

11.  Idem. Hermétisme et mystique paienne. P., 1967;

12.  Moorsel G. van. The Mysteries of Hermes Trismegistus: A phenomenological study in process of spiritualisation in the Corpus Hemieticum and latin Asclepius. Utrecht, 1955;

13.  Yates F.A. Giordano Bruno and the Hermetic Tradition. L., 1964;

14.   Troeger K.W. Mysterienglaube und Gnosis in Corpus Hermeticum XIII. В., 1971;

15.  Segal R.A. The Poimandres as myth. Scholary theory and gnostic meaning. В. – N.Y. – Amst., 1986;

16.  Ambrose E.A. The Hermetica: An annotated bibliography. St. Louis, 1992.

H.В.Шабуров

 

 

Рекомендуем прочитать