ГЕМПЕЛЬ

ГЕМПЕЛЬ (Hempel) Карл Густав (8 января 1905, Ораниенбург, около Берлина – 9 ноября 1997, Принстон, США) – американский философ, родившийся и живший до начала 2-й мировой войны в Германии, участник Венского кружка. Образование получил в Геттингене, Гейдельберге, Берлине и Вене. Находился под влиянием идей М.Шлика, Г.Рейхенбаха и Р.Карнапа. В США – с 1937, профессор университета Принстона, затем Питтсбурга. С1948 по 1955 – профессор университета в Йеле, с 1955 по 1973 – в Принстонском университете, с 1977 – в Питтсбурге. Участвовал в разработке логико-методологической программы неопозитивизма, оказал большое влияние на трансформацию логического эмпиризма в 40–60-е гг. В частности, позитивисты отказались от программы редукционизма и от верификационистского критерия значения, – Гемпель показал им, что существует не строгое различие, а лишь постепенная дифференциация между познавательным значением и бессмыслицей. В качестве исходных смысловых единиц были признаны не отдельные высказывания, а системы утверждений. При исследовании соотношения между терминами наблюдения и теоретическими терминами Гемпель сформулировал т.н. «дилемму теоретика», согласно которой теоретические термины в любом случае – и при их сводимости к терминам наблюдения и если доказывается, что это невозможно, – излишни и их не следует вводить в состав научного знания. Этот результат способствовал переходу логического эмпиризма к концепции частичной интерпретации теоретических терминов. Гемпель ввел понятие «интерпретационная система», с помощью которого устанавливается зависимость осмысленности теоретических утверждений от соответствующих языковых систем.

В философии науки Гемпель совместно с П.Оппенгеймом развил дедуктивно-номологическую концепцию объяснения: некоторое явление считается объясненным, если описывающее его предложение логически выводимо из законов и начальных (граничных) условий. Он пытался дать строгое определение понятия «подтверждение»: эмпирическое свидетельство подтверждает гипотезу тогда, когда из этого свидетельства логически следует, что данная гипотеза выполняется в конечной области объектов, зафиксированной данным свидетельством (т.е. гипотеза получает только частичное подтверждение). В рамках этой теории возникают серьезные теоретико-познавательные трудности, наиболее известные из которых связаны со сформулированными Гемпелем парадоксами подтверждения, породившими многочисленные дискуссии и попытки их объяснения и преодоления. Ряд его работ посвящен логическим проблемам теории вероятностей, методам реконструкции генетических и диспозициональных форм объяснения, отличия законов и объяснений в истории и в общественных науках по сравнению с естествознанием. В вышедшей в 1966 «Философии естествознания» Гемпель подчеркивал роль индукции, а понятия рассматривал как функцию теории.


Сочинения:

1. Мотивы и «охватывающие» законы в историческом объяснении. – В кн.: Философия и методология истории. М., 1977, с. 72–93;

2. Логика объяснения. М., 1998;

3. Der Typusbergriff im Lichte der Neuen Logik. Leiden, 1936 (совместно с Р.Oppenheim);

4. Aspects of scientific explanation and other essays in the philosophy of science. N.Y.–L., 1965;

5. Philosophy of natural science. N.Y., 1966;

6. Der Wiener Kreis: eine persönliche Perspektive. – В кн.: Wittgenstein, the Vienna Circle and Critical Rationalism. W., 1979, p. 21–26;

7. Valuation and Objectivity in Science: A Portrait of Twenty Five Years. – Boston Studies in the Philosophy of Science. Dordrecht. Boston, 1985.


Литература:

1.  Хилл Т.П. Современные теории познания. Пер. с англ. М., 1965, с. 416–17;

2. Швырев В.С. Неопозитивизм и проблемы эмпирического обоснования науки. М., 1966;

3. Никитин Е.П. Объяснение – функция науки. М., 1970;

4. Essays in honor of С.G.Hempel. Ed. by N.Resher. Dordrecht, 1969;

5. Meran J. Theorien in der Geschichtswissenschaft, Gott., 1985.

В.Н.Садовский 

Рекомендуем прочитать