ГЕЙЗЕНБЕРГ

ГЕЙЗЕНБЕРГ (Heisenberg) Вернер Карл (5 декабря 1901, Вюрцбург – 1 февраля 1976) – немецкий физик-теоретик, один из создателей квантовой механики. Окончил Мюнхенский (1923) и Геттингенский (1924) университеты. Профессор теоретической физики Лейпцигского университета (1927–41), директор Института физики кайзера Вильгельма и профессор Берлинского университета (1941–45). В 1941–45 – один из руководителей немецкого атомного проекта. В 1945 был интернирован в Англии. В 1946–58 – директор Физического института и профессор Геттингенского университета. С 1958 – директор Института физики и астрофизики, профессор Мюнхенского университета.

Работал в области квантовой механики, квантовой электродинамики, релятивистской квантовой теории поля, теории ядра, магнетизма, физики космических лучей, теории элементарных частиц. В 1925 вместе с М.Борном и П.Йорданом разработал матричную механику – один из вариантов квантовой механики (Нобелевская премия, 1932). В 1927 сформулировал принцип неопределенности, ограничивающий применение к микрообъектам классических понятий. Один из создателей копенгагенской интерпретации квантовой механики. В 1950–60 развил нелинейную единую теорию поля. В Англии в 50-х гг. читал курс лекций по философским проблемам современной физики («Физика и философия», 1959).

Для философских воззрений Гейзенберга характерна широта интеллектуальных интересов. Размышляя об абстрактных построениях научных понятий, он стремился развить представление о непреходящей силе науки, которая заключается в особенном способе обобщения, позволяющем охватывать теоретической мыслью разнородные явления и давать этим явлениям единое объяснение. Убедительность научных достижений механики Ньютона коренится прежде всего в том, что эта теория позволила представить единую картину крайне различных явлений мира – от наглядных движений тел, повседневно наблюдаемых на Земле, до гармонического движения Космоса. Единство науки часто открывается непреднамеренно, просто в силу того, что люди задают вопросы природе, совершенствуя при этом технические средства и в особенности язык, на котором они формулируют эти вопросы. В изучении истории науки Гейзенберг призывал не ограничиваться историей открытий и наблюдений, но включать в рассмотрение историю развития понятий. Такие понятия классической механики, как масса, сила, скорость, место и время, представляют собой отвлечение от многих реальных особенностей изучаемых процессов. Содержание этих и других понятий строго определено, и в силу этого теоретические утверждения, в которые входят эти понятия, оказываются верными вне зависимости от указанных особенностей, а значит, верными на все времена и в любых самых отдаленных звездных системах.

Если естествознание открывает нам смысловое единство природы, то искусство побуждает нас к прояснению смысла нашего существования. В искусстве мы хотим отобразить миропонимание, общее всем людям Земли. Хотя мы и говорим, что наша высшая цель – создание новых форм и все завершается построением этих форм, тем не менее, такие формы могут явиться нам лишь при открытии нового содержания. Создавать новое искусство, по мысли Гейзенберга, – значит делать зримым и слышимым новое содержание, а не только изобретать новые формы. Гейзенберг был глубоко озабочен социальными событиями не только в своей стране, но и в мире в целом. Постепенно укореняется ощущение, что локальное нарушение в части мира может повредить всему существованию человечества. Он обращал внимание на то, что мы поставлены перед лицом огромных политических опасностей. Гейзенберг настойчиво искал пути выхода из трагической ситуации, в которой вынуждено жить человечество, и не только в самой науке, которая, по его словам, есть средство взаимопонимания народов, но и в сокровенных особенностях человеческого существа. Гейзенберг надеялся, что человек способен вникнуть не только умом, но и сердцем в ту отпугивающую пустоту и даль, куда нас завели техника и естествознание.


Сочинения:

1. Gesammelte Werke, ser. A, pt. 1–3; ser. B. Springer, 1989;

2. Philosophical Problems of Nuclear Science. Ν. Υ., 1952;

3. Physik und Philosophie. Fr./M., 1959.

4. Физические принципы квантовой теории. Л.–M., 1931;

5. Физика атомного ядра. М.–Л., 1947;

6. Теория атомного ядра. М., 1953;

7. Философские проблемы атомной физики. М., 1953;

8. Нелинейная квантовая теория поля. М., 1959;

9. Введение в единую полевую теорию элементарных частиц. М., 1968;

10. Шаги за горизонт. М., 1987;

11. Физика и философия. М., 1963;

12. Физика и философия. Часть и целое. М., 1989.


Литература:

1. Овчинников Н.Ф. Ученый-мыслитель XX века. – В кн.;

2. Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М., 1987;

3. Ахутин А.В. Историко-научная концепция Гейзенберга. – «Вопросы истории естествознания и техники», 1988, № 4, с. 69–83;

4. Он же. Вернер Гейзенберг и философия. – В кн.: Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М., 1989;

5. Horz H. Werner Heisenberg und die Philosophie, 2 Aufl. В., 1968;

6. Weizs ä ker С.F. Werner Heisenberg. Münch. – Wien, 1977;

7. Cassidy D.C., Baker M. Werner Heisenberg: A Bibliography of his Writings. Berkeley, 1984;

8. Hempel H.-P. Natur und Geschichte: der Jahrhundendialog zwischen Heidegger und Heisenberg. Fr./M., 1990;

9. Cassidy D.С. Uncertainty: the Life and Science of Werner Heisenberg. Ν.Υ., 1992;

10.  Werner Heisenberg: Physiker und Philosoph. Heidelberg, 1993.

Η.Φ.Овчинников

 

 

Рекомендуем прочитать