ГЭ У

ГЭ У (кит., буквально — выверение вещей, а также постижение вещей, изучение объектов, классификация предметов) — основополагающий термин китайской гносеопраксиологии. Гэ у — одно из 8 «основоположений» (тяо му) первой книги конфуцианского Четверокнижия «Да сюэ» (5—3 вв. до н.э.), т.е. гл. 42/39 «Ли цзи», связанное прежде всего со следующим «основоположением» — «чжи чжи»: «доведение знания до конца (чжи чжи) состоит в выверении вещей». Древнейший комментатор текста Чжэн Сюань (127—200) определил «гэ» как «привлечение», подразумевая адекватную реакцию «вещей», уподобленных им «делам», т.е. всех объективных явлений, на правильное знание. С превращением в неоконфуцианстве «Да сюэ» в самостоятельное произведение, первое в Четверокнижии, особое значение приобрел и термин «гэ у». Чэн И интерпретировал его с помощью тезиса «Чжоу и» об «истощающем [исследовании] принципов» (цюн ли). Чжу Си развил и канонизировал эту интерпретацию. Воспользовавшись определением «гэ» как «достижения» в каноническом словаре «Эр я» («Приближение к классике», 3—2 вв. до н.э.), он отождествил гэ у с постижением заключенных в «делах и вещах» принципов (ли). Его главный оппонент в неоконфуцианстве Ван Янмин предложил понимать «гэ» как «выправление» (чжэн), имея в виду правильное отношение к «вещам» (у), которые в свою очередь сводились к делам, а те — прежде всего к помыслам, заключенным в «собственном сердце» (шэнь синь) и направленным на «усовершенствование своей личности» (сю шэнь). В ходе начавшегося в 17 в. развития критики как чжусианства, так и янминизма на первый план выдвинулось истолкование гэ у в качестве практического отношения к вещам, по выражению Янь Юаня (1635—1704), их «выверения руками» (шоу гэ ци у). В конце 19 в. этим термином стали обозначаться западные естественные науки, в современном языке он имеет значение «естествознание, природоведение».

 


Литература:

 

1.  Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983;

2.  Lau D. A Note on Ke Wu, — «Bulletin of the School of Oriental and African Studies», 1967, v. 30.

А.И.Кобзев

 

 

Рекомендуем прочитать