ГАНГЕША

ГАНГЕША (санскр. Gaṅgeša) (ок. последней четверти 12–13 в.) – основатель индийской логической школы навья-ньяя. Известен так же, как Гангешвара Упадхьяя (родовое имя). Родился в брахманской семье в деревне Карион недалеко от Дарбханги – столицы провинции Тиртхут в Митхиле. В его полулегендарной биографии сообщается, что в юности он был неграмотным, но богиня Кали наделила его глубокими познаниями в области логики. Его сын Вардхаманопадьяя также стал выдающимся логиком, а Митхила в течение 250 лет после смерти Гангеши оставалась центром навья-ньяи. Главное сочинение – «Таттва-чинтамани» («Исполняющий желания драгоценный камень категорий»), некоторые исследователи приписывают ему также сочинение «Лакшана-манджари» («Бутон цветка определений»), но вполне вероятно, что оно является частью первой работы.

В «Таттва-чинтамани» представлены эпистемология и логика школы навья-ньяи. Работа состоит из четырех частей, каждая из которых посвящена рассмотрению одного из признаваемых в школах ньяи источников достоверного знания: 1) восприятия, 2) вывода, 3) сравнения и 4) словесного свидетельства авторитета. В первой части даются определения достоверного и недостоверного знания, рассматриваются два вида чувственного знания (обычное, получаемое посредством органов чувств – шестивидное, и необычное, получаемое сверхчувственным образом – трехвидное: восприятие общего, опосредованное восприятие и восприятие через медитацию). Здесь же разъясняется механизм получения различных видов чувственного знания и учение об атомарном строении сознания, участвующего в производстве знания. Во второй части речь идет о различиях чувственного и выводного знания и критически анализируются пять определений неразрывной связи между средним и большим терминами силлогизма, а также «тигровое» и «львиное», а затем еще двенадцать определений той же связи, которые давались предшественниками навья-ньяи. Гангеша показывает ошибочность их всех и взамен предлагает свое, соответствующее разработанной им новаторской концепции вывода. Кроме того, в этой части рассматривается структура вывода, его разновидности и логические ошибки. Логическую часть «Таттва-чинтамани» отличают более строгие, чем у предшественников, определения логических терминов и убежденность в том, что логику можно использовать для доказательства бытия Бога. В третьей части доказывается, что сравнение не похоже на выведение; в четвертой – рассматривается язык как носитель достоверной информации, роль определений в процессе познания, различные способы представления информации через структуру слов и обосновывается отличие словесного свидетельства от сравнения и вывода.


Сочинения:

1. Tattvacintāmaṇi, ed. with Pakṣadhara’s Āloka on parts of the Pratyakṣakhaṇḍa, on Išvarānumāna and on Ucchannapracchanna to end of Šabdakhanda;

2. Raghunātha’s Didhiti on Anumānakhaṇḍa;

3. Mathurānātha’ Māthurī on part Pratyakṣakhaṇḍa on Anumānakhaṇḍa up to the Bādha section and on Šabdakhaṇḍa;

4. Kṛṣṇakaṇḍa SiddhIntavIg’ša’s Dīpanī on Upamānakhaṇḍa;

5. Raghunātha Širomaṇi’s Ākhyātavāda and Nañvāda. – «Bibliotheca Indica». Calcutta, 1884–1901, 98, repr., with S.С. Vidyabhusana’s English summary. Delhi, 1974.


Литература:

1. Gangopadhyay M. Gangesa on the Means for the Ascertainment of Invariable Concomitance. – «Journal oflndian Philosophy». Dordrecht, 1975, 3.

H.А.Канаева

 

 

Рекомендуем прочитать