ФРИДМАН

ФРИДМАН (Friedmann) Жорж (13 мая 1902, Париж – 15 ноября 1977, там же) – французский социолог и философ; ведущий представитель французской школы социологии труда. Окончил Высшую нормальную школу, преподавал философию в лицее в Бурже. В 1930-х гг. неоднократно посещал СССР; наблюдения над индустриализацией в России подытожены в ряде трудов. С января 1941 – участник Сопротивления. С 1949 – профессор Национальной консерватории искусств и ремесел и Института политических исследований. Президент Международной социологической ассоциации (1956–59). Председатель Совета латиноамериканского факультета социальных наук при ЮНЕСКО (1958–63). Основатель Центра массовых коммуникаций (1960).

Главные направления исследований – социология труда и досуга, проблемы технической цивилизации. Современный раздробленный индустриальный труд – переходная, патологическая (если сопоставить ее с требованиями человеческой природы) форма труда. Автоматизация не может существенно изменить дегуманизированный характер индустриального труда, связанный с его «обездуховлением» и механизацией, с утратой «поливалентным индивидом» прошлого – ремесленником – мастерства, разносторонней сноровки. Автоматизация несет с собой рост интенсивности труда, новые формы нервного переутомления, усугубление отчуждения, она не достигает главной цели: заставить технику служить достоинству и культуре индивида. Ошибочность научной организации труда в том, что она исключает обращение к наиболее глубоким потребностям и способностям индивида. Труду должна быть возвращена ценность троякого рода – интеллектуальная, моральная, социальная. Для душевного равновесия человека и его укорененности в социальной среде труд имеет основополагающее значение (досуг не может выполнять эту роль).

Согласно Фридману, техническая цивилизация – «великая авантюра» 20 в., недуг, принимающий все новые формы. Техническая среда воздействует хаотически, все больше угрожая ценностям индивида и культуры. В порочном круге «производство – потребление» человек воспринимает мир как Bestand (по Хайдеггеру), становится «концессионером планеты», переходит от «жизненного» к «рациональному». Фридман выступает против новых технократических мифов: культа технических инноваций, эффективности, производительности, постоянного экономического роста. Но возможны, по Фридману, и блистательные перспективы: государство должно признать себя ответственным за формирование индивида с детства не только через образование, но и через техническую среду, и особенно через массовые коммуникации. Задача – установить равновесие, с одной стороны, между индивидом, которому нужна полная свобода в познании, жизни, любви, и необходимым «просвещенным деспотизмом», дирижизмом, умеряемым децентрализацией и прогрессивным участием граждан, с другой стороны.


Сочинения:

1. Problemes du machinisme en U. R. S. S. et dans les pays capitalistes. P., 1934;

2. Leibniz et Spinoza. P., 1946;

3. Ou va le travail humain? P., 1950;

4. Le travail en miettes: Specialisation et loisirs. P., 1956;

5. Cept études sur lʼhommes et la technique (Le pourquoi et le pour quoi de notre civilisation technicienne). P., 1966.

Г.M.Тавризян

Рекомендуем прочитать